Музеи России - Museums of Russia - WWW.MUSEUM.RU

KMindexРейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Яндекс цитирования

Герб Петергофа

 

Петергоф - Петродворец

На главную страницуПетергоф туристическийСтраницы историиФотогалереяГостевая книгаПогода на неделю
     
  Гущин Виталий Андреевич
 Архитектор Н. Л. Бенуа в Петергофе
   
      
  В экспозиции петергофского художественного музея Бенуа имеется генеалогическое древо известной династии, давшей миру архитекторов, скульпторов, музыкантов, и внесших большой вклад в русское и зарубежное искусство.
Николая Леонтьевича Бенуа, одного из талантливейших представителей русской архитектуры, можно по праву считать родоначальником художественных ветвей этого древа.
В немалой степени воспитанию любви к искусству и развитию художественных навыков способствовало проживание многочисленной семьи зодчего в прекрасной летней резиденции русских царей — Петергофе.
"Мой отец помнил Петергоф еще в годы, когда Россией правил Александр I, когда на "Петергофский праздник" (в честь вдовствующей императрицы Марии Федоровны) съезжалось пол-Петербурга. Наконец, многие члены нашей семьи родились в Петергофе, а два моих дяди и три моих брата всегда в нем проводили свой летний отдых", писал в своих воспоминаниях сын зодчего, известный искусствовед и художник Александр Николаевич Бенуа.
Почти 50-летняя непрерывная деятельность Николая Леонтьевича Бенуа в Петергофе началась в 1847 году, когда он получил заказ от императора Николая I построить на месте старого конюшенного двора комплекс придворных конюшен, а на г.ранильной фабрике сделать из малахита католический алтарь для подарка королю Сардинии.
Александр Николаевич Бенуа писал на страницах журнала "Старые годы" в 1913 году: "Первой и самой главной постройкой Н.Л.Бенуа было здание Императорских главных конюшен, возведенных по повелению Николая I в 1847 — 1852 г.г. Здание построено в стиле английской готики...".
Сын зодчего допустил неточность в дате окончания строительства, так как сам Николай Леонтьевич 2 июля 1854 года сообщал Строительной комиссии: "Имею честь донести, что постройка каменных конюшен в Петергофе, производившаяся безостановочно около семи лет, ныне приведена в окончание".
За строительство этого грандиозного комплекса архитектор получил орден Св. князя Владимира 4-й степени.
Учитывая, что Николай Леонтьевич оказался плотно занятым на работах в Петергофе, то летние месяцы ему приходилось проводить в нем, а при отсутствии казенной квартиры сам снимал дачу. Лето 1848 года зодчий жил в доме смотрителя петергофских зверинцев Ивана Ивановича Артемьева на Ольгинской улице, в трехстах метрах от своей грандиозной стройки.
Дом Артемьева является первым установленным адресом проживания в Петергофе Николая Леонтьевича Бенуа.
Отсюда 6 августа 1848 года Николай Леонтьевич направил рапорт на имя министра императорского двора князя П.М. Волконского: "Желая вступить в супружество с дочерью Академика Кавоса, девицею Камиллою, я имею честь покорнейше просить Вашу Светлость удостоить меня на то дозволением". Не исключено, что прошение было отправлено министру непосредственно с дачи И.И.Артемьева.
Ответ князя последовал уже 10 августа: "В следствие рапорта Вашего от 6-го сего Августа, я дозволяю Вам вступить в брак с дочерью Академика Кавоса, Камиллою".
В апреле 1849 года император Николай I по ходатайству почтового ведомства отдал для постройки конторы в Петергофе незастроенный участок на С-Петербургской улице, при условии, что ему будет представлен "хороший фасад предполагаемого к постройке дома".
В исторической литературе, освещающей творчество Н.Л. Бенуа, разработка проекта петергофской почты предписывается ему совместно с архитектором А.К. Кавосом, на дочери которого Николай Леонтьевич был женат. В то же время в РГИА имеется документ, из которого следует, что в апреле 1850 года архитектор почтового ведомства Альберт Ката-ринович Кавос представил проект "в двух видах на постройку в городе Петергофе дома для Почтовой конторы и станции , один из которых и был Высочайше утвержден.
Архивные документы также свидетельствуют, что именно под наблюдением Кавоса шло строительство почтовой конторы, которое закончилось в 1853 году.
Другое дело, что в 1850 году Николай Леонтьевич был назначен в Петергоф дворцовым архитектором и по долгу службы занимался всем строительством в нем, и, возможно, внес некоторые изменения в проект почтовой конторы.
10 августа 1850 года начальнику петергофского дворцового правления поступило распоряжение: "Государь Император Высочайше повелеть изволил: состоящего при производстве работ по ведомству Петергофского Дворцового Правления архитектором статского советника Шарлемани от должности сей уволить, прекратив получаемое им по оной из Кабинета и государственной казны содержание, всего 1714 руб. 86 коп. сер.; на место же Шарлемани назначить архитектора Бенуа".
Николай Леонтьевич, видимо, из-за своей нагрузки и по другим заказам вне Петергофа, проработал на этой должности всего лишь около двух лет, пошел дальше на повышение, а на посту дворцового архитектора Петергофа его сменил Иван Иванович Комаров.
Н.Л. Бенуа, назначенному на должность дворцового архитектора Петергофа, пришлось теперь совмещать решение текущих вопросов городского и дворцового хозяйства на службе с творческой деятельностью в не ее.
23 августа того же 1850 года он представил рисунок и смету на постройку в Петергофе "воздушного театра", наподобие существовавшего в Лазенках около Варшавы. Смета предусматривала также постройку рядом с театром кирпичного домика для актеров.
Министр императорского двора вернул архитектору смету и рисунок театра с уведомлением, что "Государь Император Высочайше повелеть изволил хранить оных впредь до востребования".
В будущем у маститого архитектора резолюций императора "хранить до востребования" накопится достаточно много.
Надо отметить, что лето 1850 года Николай Леонтьевич с семьей снова провел в Петергофе, снимая дачу у.наследников лейб-медика Петра Ивановича Линдестрема на С-Петербургской улице, располагавшуюся рядом с парком Александрия.
Эту дачу Николай Леонтьевич изобразил в путевом альбоме, о котором писал в своих воспоминаниях его сын, Александр Николаевич.
В 1853 году по проекту Николая Леонтьевича началось строительство фрейлинских домов "вместо шести ветхих деревянных...", на которые ушло 2 млн. кирпичей.
Помощниками при строительстве этих домов у Н.Л. Бенуа был сначала архитектор Александр Егорович Шумахер, а на конечном этапе — Василий Федорович Эстеррейх.
7 августа 1855 года Бенуа сообщил начальнику петергофского дворцового правления: "...постройка двух каменных кавалерских домов совершенно быть может окончена к 1 июня 1857 года".
Свое обещание архитектор сдержал, закончив строительство фрейлинских домов в 1857 году.
8 1853 году между столицей и Петергофом барон Александр Людвигович Штиглиц начал строительство железной дороги, для которой по проектам Бенуа было возведено несколько вокзалов.
Конечную станцию "Петергоф" по его проекту начали строить в августе 1854 года рытьем рвов для фундамента здания и, не смотря на полное прекращение работ во время Крымской войны, сооружение вокзала, как и всей железной дороги закончили к лету 1857 года.
27 июля 1857 года "Санкт-Петербургские ведомости" сообщили своим читателям: "В четверг, 18 июля, произошло освящение Петергофской железной дороги ... Открытие железной дороги последовало в воскресенье в 10 утра, а с 22 июля поезда отправляются ежедневно по расписанию...".
Одним из директоров Балтийской железной дороги был барон Константин Карлович Фелейзен, огромная дача которого находилась в Большой слободе Старого Петергофа и для которой Н.Л. Бенуа в 1854—1857 годах разработал проект служебных построек.
В 1855 году Николаю Леонтьевичу поручили выполнить проект "постройки вновь Драконовой каскады".
Тогда же Н.Л. Бенуа сделал несколько вариантов перестройки каскада, но лишь в 1875 году провел реставрацию этого каскада, когда наверху по его проекту установили металлического орла, а внизу — скульптурную группу П.А. Ставассера "Нимфа и сатир", снятую с Чертовой горки Колонистского парка.
Не осуществленный проект перестройки углового каменного кавалерского дома у церковного флигеля Большого дворца зодчий разработал в 1856 году.
Лето этого года Николай Леонтьевич с семьей проводил в Петергофе, где 11 августа у него родился сын Леонтий, продолживший дело своего отца, став также известным архитектором.
К сожалению, адреса проживания семьи Бенуа в тот летний сезон выяснить не удалось.
На лето 1857 года Бенуа снял дачу у статского советника Фердинанда Фердинандовича Гаазе на углу Лихардовской и Мариинской улиц.
На этот год приходится начало строительства дворцового лазарета, для которого Николай Леонтьевич выполнил несколько проектов.
По ходу строительства ему приходилось дорабатывать воплощавшийся в жизнь проект по замечаниям старшего врача лазарета Аполлона Ивановича Гильтебрандта.
1 июля 1860 года, в день рождения вдовствующей императрицы Александры Федоровны, состоялось торжественное освящение лазарета и больных из прежнего, находившегося на противоположной стороне Санкт-Петербургской улицы, перевели в новый.
Одновременно по проектам Н.Л. Бенуа рядом с лазаретом построили часовню "для мертвых тел", а, напротив, через С-Петербургскую улицу вдоль Лихардовской, каменное здание прачечной.
В 1857 году Николаю Леонтьевичу пришлось рассматривать проект строительства дачи Ильи Петровича Чайковского, отца гениального композитора, которую тот строил на бульваре Юркевича в Старом Петергофе.
На лето 1858 года Н.Л.Бенуа поселился в шестом деревянном доме у фрейлинских домов, который на время их строительства использовался как служебный. Осенью того же года, после окончания летнего сезона дом за ветхостью был снесен.
Для имения столоначальника петергофского дворцового правления Ивана Васильевича Панафидина на огромном участке вдоль Александрийской улицы Николай Леонтьевич в это время разработал проект некоторых его построек.
Лето 1859 года архитектор провел с семьей в доме Клавдии Матвеевны Нефедовой на Санкт-Петербургской улице, почти напротив строившегося лазарета.
В этом году по проектам зодчего начались работы по реставрации Большого грота, Самсоньевский канал декорировали четырнадцатью широкими пилонами из красного гранита, на которых поместили золоченые маскаро-ны и началось строительство официантского дома, законченное в 1864 году.
Работы по Большому гроту вчерне были выполнены за одну зиму, но его окончательная отделка затянулась до 1862 года. Помощниками Н.Л. Бе-нуа при реставрации грота были архитекторы Роберт Вебер и Людвиг Шперер, но главная работа по его перестройке в зиму с 1859 на 1860 год выполнялась под руководством архитектора Ивана Ивановича Комарова.
В 186,0 году Николай Леонтьевич разработал проект и смету капитального ремонта Никольского домика и рядом с ним стоявшей караулки, оказал помощь в утверждении проекта строительства домов коллежскому асессору Василию Лукичу Генкелю на Кадетской улице, и разработал проект строительства дачи на Петровской улице для Елизаветы Ермолаевны Ми-хельсон, камер-юнгферы императрицы Александры Федоровны.
В этом же году по проекту Н.Л. Бенуа был переделан фонтан "Кольцо" на Большом каскаде и он получил новое название "Корзинка".
На лето 1861 года Николай Леонтьевич снял дачу у жены титулярного советника Марии Семеновны Шенк, купившей имение Нефедовой. Условия проживания в этом доме, видимо, были приличными, так как лето 1865 года семья Бенуа снова проводила у Марии Семеновны Шенк. В 1861 году Н.Л. Бенуа разработал проект перестройки Верхне-садского дома, работы по которому были закончены в 1869 году.
В этом же году зодчему пришлось быть в составе комиссии по оценке имений действительного статского советника Александра Петровича Меркулова и его жены Амалии Ивановны в Заячьем Ремизе Старого Петергофа. Проект пьедестала бронзовой модели памятника адмиралу Лазареву работы скульптора Н.С. Пиме-нова для Большого дворца Николай Леонтьевич выполнил в 1863 году. В 1864 году начальник петергофского дворцового правления направил рапорт министру императорского двора: "Придворная зимняя Крестовоздвиженская церковь имеет крайне тесное помещение и неудобство от неправильности ея внутреннего расположения, состоящего из 5 небольших комнат...
Архитектор же Высочайшего двора Бенуа представил проект перестройки оной. Разделяя вполне мнение священника о неудобстве означенной церкви, я имею честь представить Вашему Сиятельству на благоусмотрение проект Бенуа и планы на 4-х листах и подлинные рапорты его и священника".
Сведений о воплощении проекта перестройки Крестовоздвиженской церкви по проекту Н.Л. Бенуа не имеется.
Как уже говорилось, летний сезон 1865 года Бенуа с семьей провел в доме Шенк, а в следующем году у немецкого колониста Александрийской колонии Эйдемиллера, занимаясь декоративным оформлением петергофской гавани для торжественной встречи датской принцессы Марии Дагмар, невесты наследника, великого князя Александра Александровича, впоследствии императора Александра III.
В июле того же года Н.Л. Бенуа представил проект часовни "в воспоминание чудесного избавления Государя Императора", а петергофские купцы Александр Николаевич и Павел Алексеевич Неустроевы, Терентий Афанасьевич Сидоров, Петр Егорович Худяков, Михаил Павлович Замятнин и Егор Тимофеевич Нестеров собрали деньги на ее строительство.
Часовня во имя преподобного Иосифа Песнопевца была сооружена на Торговой площади в 1868 году.
Летние сезоны 1867 и 1868 годов Николай Леонтьевич с семьей провел в Петергофе на даче у колониста Шмидта.
В 1867 году Н.Л. Бенуа разработал проект пристройки к каменному особняку ген.-м. А.Ф. Гейрота. В следующем году он выполнил чертежи двух больших лампад из чистого серебра с позолотой для церкви Большого дворца, за изготовление которых взялся мастер Карл Матвеевич Бояновский, и проект дачи "в характере тосканских вилл" директору Петербургского общества газового освещения Егору Егоровичу Маллис-сону, купившему участок на Собственном проспекте Старого Петергофа.
С 1869 и по 1874 год на летнее время Николаю Леонтьевичу предоставлялась казенная квартира в 3-м деревянном кавалерском доме за гербом, при этом ему каждый год приходилось заранее обращаться в дворцовое правление.
Так, 12 марта 1874 года он писал: "... мне поручена постройка нового здания Николаевской богадельни в Петергофе, без всякого за то вознаграждения; содержа на моем иждивении для сей постройки и помощника, осмеливаюсь покорнейше просить во внимание сего, Дворцовое Правление об исходатайствова-нии для моей квартиры и чертежной, позволения занять на время производства работ третий деревянный дом за гербом...".
Доложили, как всегда, о прошении министру императорского двора и тот 6 апреля дал согласие на предоставление дома зодчему на лето, но с условием "в случае Высочайшего присутствия в Петергофе или надобности в этом помещении оно было немедленно очищено".
В 1869-1870 г.г. Николай Леонтьевич осуществил свой проект реставрации Марлинского каскада.
6 июня 1870 года он закончил "План павильона Военной гавани и чертежи мебели для павильона".
Деревянный павильон сразу же был построен и состоял из двух комнат и площадки между ними. Первая из комнат предназначалась для Высочайших особ, а вторая для свиты.
В 1870 году закончили по проекту архитектора Ивана Петровича Мааса строительство церкви во имя св. Троицы на Свято-Троицком кладбище Старого Петергофа и ее приемку возложили на Николая Леонтьевича.
В 1871 году Н.Л. Бенуа выполнил очередной проект перестройки галерей Большого дворца, который так и не был воплощен, а в следующем году ему поручили разработку проекта устройства водоснабжения и полоскания белья в Петергофе.
Зодчий представил в петергофское дворцовое правление обстоятельную записку со своими предложениями и чертежи с проектами их внедрения, по которым на Торговой площади была построена портомойня — "теплое помещение на 20 полоскательных бассейнов, в коем квартира сторожа".
В последующие годы Н.Л. Бе-нуа разработал некоторые проекты, оказавшиеся не осуществленными:
- 1873 год — устройство новых ворот и ограды Верхнего сада в стиле Большого дворца, и
- 1874 год — нового комплекса зданий Присутственных мест.
В 1874 году Николай Леонтьевич вел строительство Богадельни — каменного Дома престарелых и увечных в память императора Николая I в Егерской слободе Старого Петергофа, который закончил на следующий год, за что получил орден Св. Станислава I степени, но лишь через год.
На лето 1876 года Николай Леонтьевич снимал дачу в доме дочерей ген.-м. Василия Вавиловича Бабушкина на Кадетской улице, о чем довольно подробно рассказал в своих воспоминаниях Александр Николаевич Бенуа.
Из тех же воспоминаний следует, что некоторые летние сезоны семья Бенуа провела на даче Ц.А. Кавоса, построенной на Золотой улице по проекту Альберта Николаевича Бенуа.
Последний период жизни, связанной с Петергофом, Николай Леонтьевич провел в деревне Бобыльской, где на берегу Финского залива в начале 1890-х годов его сыновья Леонтий и Михаил построили себе дачи. Здесь в 1893 году Николай Леонтьевич торжественно отметил свое 80-летие.
Не смотря на солидный возраст, Николай Леонтьевич продолжал еще работать, в том числе, и по выполнению заказов на дачах своих петергофских друзей Черемисиновых и Половцевых.
На даче Петра Николаевича Че-ремисинова на Санкт-Петербургской улице (бывшая дача Трувеллера) Н.Л. Бенуа в 1892 году проводил различного рода ремонтные работы, а на следующий год ремонт только бань.
На даче тайного советника Валерьяна Александровича Половцева и его жены Каролины Ивановны (бывший деревянный особняк А.Ф. Гей-рота) Николай Леонтьевич осуществил ремонт дома и некоторую перепланировку комнат в 1892 году.
В 1894 году он снова занимался некоторыми работами на даче По-ловцевых, а 25 августа 1895 года под наблюдением Николая Леонтьевича и по его проекту был установлен на втором этаже дачи железный балкон.
Это последняя работа, из установленных, талантливого зодчего в любимом им Петергофе.
Николай Леонтьевич Бенуа умер 11 декабря 1898 года и был похоронен на римско-католическом кладбище Выборгской стороны Петербурга в склепе церкви, которую сам построил.
К настоящему времени из городских построек Николая Леонтьевича Бенуа в Петергофе очень многое исчезло, но все же кое-что сохранилось.
В то же время, нужно отметить, что целый ряд построек Н.Л. Бенуа, которые дошли до нас, находятся в плачевном состоянии (в первую очередь некоторые флигеля Царских конюшен), и было бы памятью великому зодчему их реставрация и поддержание в нормальном состоянии "на память грядущего потомства"!
Гущин Виталий Андреевич
Архитектор Н.Л. Бенуа в Петергофе
Компьютерная верстка Мещерина В.В.
ЛР№ 040815 от 22.05.97. Подписано к печати 05.08.1999 г. Объем 1,0 п.л.
Тираж 300 экз. Заказ 968.
Отдел оперативной полиграфии НИИХ СПбГУ.
198904, Санкт-Петербург, Старый Петергоф,
Университетский пр. 2.
   

 

Сайт управляется системой uCoz