Музеи России - Museums of Russia - WWW.MUSEUM.RU

KMindex Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Яндекс цитирования

Герб Петергофа

 

Петергоф - Петродворец

На главную страницу Петергоф туристический Страницы истории Фотогалерея Гостевая книга Погода на неделю
         
   

А. Г. Раскин           Страницы истории

   
         
   

История Петергофа после Петра I

Создание Петергофа, так же как Петербурга и Кронштадта, имело совершенно определенную политическую направленность. Если Петербург стал олицетворением новой России — великой европейской державы, Кронштадт символизировал ее военно-морскую мощь, то Петергоф явился наглядным выражением расцвета культуры и искусства. Именно поэтому в первом сообщении из Петербурга 1725 года, напечатанном в газете “Ведомости”, указывалось, что императрица Екатерина I особенно заботится о делах, начатых покойным императором, среди которых упоминалось и о “достройке Петергофа”.

Эту “достройку” в 1725—1726 годах выполнял архитектор Т. Усов. Он закончил отделку Эрмитажа, построил фонтаны “Ева” и “Оранжерейный”.

Противники петровских преобразований, окружавшие несовершеннолетнего Петра II, вывезенного в Москву, предали Петербург и Петергоф забвению, обрекая их на запустение и разрушение.

Только в 1730 году по распоряжению Анны Иоанновны, стремившейся представить себя достойной наследницей Петра I, в Петергофе начался новый подъем строительных работ, продолжавшийся десять лет. Он полностью связан с энергичной и разносторонней деятельностью одного из наиболее одаренных русских зодчих первой половины XVIII века М. Г. Земцова.

Известный искусствовед В. Я. Курбатов в 1925 году писал: “Россия выдвинула Земцова, который является настоящим творцом Петергофа и который сумел воплотить самые передовые художественные мысли, витавшие в среде парижских мастеров, хотя эти мысли нигде в Европе, кроме Парижа и Петергофа, не были поняты и использованы”.

По проектам Земцова и его помощников И. Бланка и И. Давыдова в 1730—1740-х годах была развита сеть аллей Нижнего парка и Верхнего сада. Трезубец аллей, направленных от Большого каскада к заливу, Эрмитажу и Монплезиру, с добавлением радиальных перспектив к фонтанам “Адам” и “Ева” превратился в пятилучие. До Марлинского пруда продолжили Малибанскую (Морскую) аллею, создав второй луч будущего трезубца перспектив (первый—Марлинская аллея), прорезающих Нижний парк с запада на восток; появились пандусы по сторонам Большого каскада и парадный оранжерейный спуск. Значительно обогатилась фонтанная декорация. По проекту Земцова был перестроен и декорирован скульптурой Марлинский каскад, на месте строившегося Руинного каскада появился каскад Драконов, а на площади перед ним—два Римских фонтана. Песочный пруд превратили в бассейн Китового фонтана и в него поместили декоративные скульптуры. В ковше Большого каскада в 1735 году был устроен фонтан, который оформили монументальной скульптурной группой “Самсон, раздирающий пасть льва”, отлитой по модели Б.-К. Растрелли. Этим фонтаном-монументом, в аллегорической форме прославляющим победу над шведскими захватчиками, было отмечено 25-летие “Полтавской виктории”.

В 1730-х годах в Верхнем саду устроили пять фонтанов, декорированных свинцовой золоченой скульптурой, исполненной Б.-К. Растрелли при участии молодых русских скульпторов, обучавшихся в Италии,—А. Селиванова, Ф. Медведева, А. Хрептикова. Фонтаны, скульптура, фигурные трельяжные беседки и перголы (крытые аллеи) превратили ранее утилитарный Верхний сад в торжественный подход к резиденции со стороны Петергофского шоссе, придали ему парадный характер, перекликающийся с оформлением Нижнего парка.

В итоге работ, осуществленных в 1730—1740-х годах, в композиции петергофского ансамбля еще более ярко выявились его оригинальные черты. Новые художественные элементы, внесенные в убранство, усилили национальное своеобразие памятника.

Декоративная насыщенность, яркость и великолепие петергофского ансамбля были еще более умножены в середине XVIII века архитектором Б.-Ф. Растрелли.

В написании двойного имени архитектора Растрелли, сына скульптора Б.-К. Растрелли, существует различие. Некоторые авторы пишут “Франческо Бартоломее”, другие—“Бартоломео Франческо”. Автор данной книги придерживается второго написания, считая, что следует прежде всего исходить из единственной известной подлинной подписи зодчего, который именует себя Бартоломео Растрелли.

Крупнейший мастер русского барокко, один из одареннейших зодчих Европы того времени, Растрелли более десяти лет работал в Петергофе. По его проекту скромные Верхние палаты стали частью величественного, с роскошной анфиладой парадных апартаментов Большого дворца, доминирующего над парком.

Растрелли построил так называемый Екатерининский корпус у Монплезира и связал в единый комплекс разные строения, размещенные по сторонам петровского дворца. По чертежам Растрелли в Нижнем парке поставили трельяжные беседки на площадках у фонтанов “Адам” и “Ева”, разбили узорные цветники у Большого каскада, декорировали фонтаном восточный Лабиринт. Архитектор расширил Верхний сад, окаймил его монументальной оградой и построил в саду Оперный дом, позже разобранный.

Работы Растрелли усилили праздничность и нарядность Петергофа и придали ему блистательный облик парадной приморской резиденции главы могущественной державы.

Утверждение в русской архитектуре 1760—1770-х годов классицизма вызвало развитие пейзажных парков, что сказалось и на петергофском ансамбле. Типичная для регулярных парков геометрическая подстрижка деревьев была прекращена, цветники заменялись лужками, но в целом композиция не была нарушена.

Более того, в это время в Нижнем парке от Марлинского пруда провели с запада на восток Березовую аллею, создав третий луч трезубца, придавший завершенность всей планировке.

В 1770-х годах в Петергофе работал Ю. М. Фельтен. Он оставил значительный след в декоре интерьеров Большого дворца, решив в классическом духе Тронный, Чесменский и Столовый залы. Совместно с И. Е. Яковлевым он создал фонтан “Солнце”.

Архитектор И. Е. Яковлев в последующие годы несколько изменил оформление фонтанов Верхнего сада, после того как с них сняли обветшавшую свинцовую скульптуру; осуществил ремонт фонтанов Нижнего парка, что способствовало сохранению их художественной целостности.

С середины XVIII и до начала XIX века значительную роль в поддержании ансамбля Нижнего парка ч Верхнего сада сыграли архитекторы С. Волков, Я. Алексеев, И. Яковлев, Ф. Броуэр, садовые мастера Б. Фок, В. Башиловский, Т. Тимофеев, А. Гомбель, фонтанные мастера Г. Рылев, Ф. Крылов, И. Кайзер, Ф. Афанасьев и особенно Ф. Стрельников—виртуоз фонтанного дела.

В последние годы XVIII и первые годы XIX века петергофский ансамбль переживал новый, чрезвычайно плодотворный по своим творческим результатам подъем работ. Выдающиеся скульпторы М. Козловский, Ф. Шубин, И. Мартос, Ф. Щедрин, И. Прокофьев, Ж. Рашетт, Ф. Гордеев и литейщики В. Екимов и Э. Гастклу заменили свинцовые статуи Большого каскада копиями знаменитых античных скульптур из коллекции Академии художеств и оригинальными авторскими произведениями, отлитыми из бронзы. Вместе с ними над обновлением декора Большого каскада работал архитектор А. Воронихин.

Один из лучших зодчих архитектуры высокого классицизма Воронихин с присущей ему художественной чуткостью органически вписал свои сооружения в барочный ансамбль, не нарушив его художественной целостности. По проектам Воронихина перед Большим каскадом взамен деревянных возвели колоннады, облицованные пудостским камнем, с водометами на золоченых куполах и фонтанами-вазами на кровле. На террасах архитектор разместил миниатюрные каскады и фонтаны-чаши.

Композицию западной части Нижнего парка Воронихин обогатил постройкой Эрмитажного (Львиного) каскада — четвертого в Петергофе. Место пересечения канала и Марлинской аллеи он акцентировал мраморными вазами на каннелированных постаментах из пудостского камня. Воронихин проектировал для Петергофа верхний грот каскада Драконов, обелиски, балюстраду из пудостского камня для Марлинского каскада.

С первых лет строительства петергофской резиденции архитекторы стремились к широкому использованию, особенно в фонтанных сооружениях, долговечных материалов. Однако многое пришлось делать из дерева, покрытого свинцом. Это вело к бесконечным дорогостоящим “возобновлениям”. Только широкое развитие русского камнерезного искусства позволило в 1840—1860-х годах заменить ветхие фонтанные сооружения новыми— из гранита и мрамора.

Эти работы связаны с именем архитектора А. И. Штакеншнейдера. По его проектам производилась надстройка восточного флигеля Большого дворца (Ольгинской половины) и декорировка его интерьеров. По его чертежам изготовили облицовку мрамором Воронихинских колоннад, вырубили также из каррарского мрамора чаши и парапеты бассейнов Больших фонтанов, детали и ступени каскадов на террасах. Штакеншнейдер заменил Эрмитажный каскад Львиным — монументальным гранитным сооружением — и украсил партер перед Большим каскадом двумя фонтанами Мраморных скамей. Сложную и трудоемкую обработку многотонных глыб каррарского мрамора, профилировку и шлифовку производили мастера Петергофской гранильной фабрики, основанной при Петре I.

В 1865—1866 годах по проекту Э. Гана вблизи Монплезира построили Банный корпус и распланировали Китайский садик с фонтаном “Раковина”. Это были завершающие штрихи в композиции Нижнего парка.

В последующие десятилетия работы в Петергофе имели ремонтно-реставрационное направление. В 1860— 1890-х годах под руководством Н. Бенуа, Э. Гана, И. Комарова, А. Семенова, А. Миняева реставрировали Большой дворец, Большой каскад и канал, дворец Марли, фонтаны. Только благодаря этому петергофский ансамбль сохранился как целостное художественное произведение.

Начиная с 70-х годов XVIII века на протяжении почти столетия Нижний парк и Верхний сад “обрастали” новыми царскими и великокняжескими имениями, раскинувшимися на берегу залива на восток и на запад от них и протянувшимися на юг вдоль фонтанного водовода. Новые резиденции планировались и декорировались по проектам Д. Кваренги, А. Менеласа, А. Штакеншнейдера, И. Шарлеманя, Г. Боссе, инженера М. Пилсудского. Архитектор Д. Кваренги и садовод Д. Медерс в 1779—1794 годах вокруг обширного пруда, включенного в 1720-х годах в фонтанный водовод, создали пейзажный парк, главным сооружением которого был Английский дворец, предназначенный для Екатерины II.

В 1826—1835 годах на территории за восточной границей Нижнего парка формируется приморский пейзажный парк со многими строениями—Александрия, летняя резиденция Николая I. Планировка парка, строительство дворца Коттедж, Руинного моста, Фермы и Караульного домика у въезда со стороны шоссе велись по проектам А. А. Менеласа. В 1830—1850-х годах в Александрии много работал А. И. Штакеншнейдер. Архитектор А. О. Томишко возвел здесь в 1883—1885 годах Нижнюю дачу, которая была расширена и превращена в летний дворец Николая II. Этим дворцовое строительство в Александрии завершилось.

Расположенный напротив Александрии и отделенный от нее Петергофским шоссе Большой Олений зверинец архитектор И. Шарлемань и садовый мастер П. Эрлер превратили в Александрийский пейзажный парк (ныне Пролетарский).

На пустынной, частично заболоченной территории, протянувшейся к югу от Верхнего сада вдоль фонтанного водовода, по проектам А. Штакеншнейдера и инженера М. Пилсудского в 1832—1857 годах распланировали два пейзажных парка с обширными прудами—Колонистский и Луговой. В этих парках Штакеншнейдер создал три павильона и дворец Бельведер, ставший одним из лучших произведений зодчего.

С именем Штакеншнейдера связано создание на прибрежном участке западнее Нижнего парка, на бывшей Собственной даче Елизаветы Петровны, дворца, церкви и парковых построек для Александра II. Вблизи Собственной дачи Штакеншнейдер построил дворцово-парковый ансамбль Сергиевка — имение герцогини Лейхтенбергской, дочери Николая I.

Восточное Александрии, также на берегу залива, в 1830—1860-х годах по проектам А. Штакеншнейдера и Г. Боссе в мызах Знаменка и Михайловка создали дворцово-парковые ансамбли — имения великих князей, сыновей Николая I.

Так в течение полутора веков сложился грандиозный комплекс дворцово-парковых ансамблей. Он включал одиннадцать парков общей площадью более тысячи гектаров, около тридцати зданий и павильонов, множество мелких декоративных и парковых сооружений—беседок, домиков, караулок, служебных и жилых зданий, фонтанов, сотни мраморных и бронзовых статуй, бюстов, ваз. В дворцовых зданиях хранились первоклассные произведения живописи, художественные коллекции, редчайшие собрания предметов бытового убранства.

С первых дней существования и до Великой Октябрьской социалистической революции 1917 года дворцово-парковые ансамбли Петергофа были царскими и великокняжескими имениями, в большей своей части закрытыми для посещения. Исключением являлись Нижний парк, Верхний сад, Колонистский и Луговой парки, открытые для прогулок всех желающих.

Начиная с первой четверти XVIII века в петергофских парках проводились пышные праздники в ознаменование “викториальных дней” и “дней тезоименитства” членов царской фамилии. Петергофские праздники, сопровождавшиеся роскошными иллюминациями и фейерверками, привлекали весь Петербург” и были известны во всей Европе.

Оформляли праздники лучшие архитекторы и художники. Известно, что для написания “иллюминационных картин” в первой половине XVIII века привлекались такие живописцы, как М. Негрубов, Л. Гаврилов, И. Вишняков.

Особый размах петергофские праздники приобрели в 30—50-х годах XIX века, когда порой под открытым небом в Нижнем парке давались спектакли, в которых участвовали лучшие артисты. Со второй половины XIX века в парке ежегодно начали устраивать “общедоступные праздники с иллюминацией, фейерверками и лотереей. Жители Петербурга заблаговременно оповещались о них афишами. Зачастую за вход на гулянье взималась немалая для того времени плата—так, билеты на гулянье 27 июля 1869 года стоили десять копеек серебром.

В праздничные дни “благородному сословию”, “чистой публике” обеспечивались лучшие места. Долгие годы оставалась почти неизменной картина, нарисованная одним из мемуаристов еще в начале XIX века:

“Стрелковый дивизион должен был занять дворцовый караул, а кадеты цепь вокруг фейерверка и иллюминации. Мы обошли Верхний сад, не найдя никаких беспорядков. Цепь наша исполняла свое дело исправно: не пропуская чернь и часто угощая ее прикладами, она доставляла возможность публике, в особенности дамам, видеть фейерверк”.

Новейшая история

После  Октябрьской  революции петергофские дворцы и парки стали "достоянием народа", и некоторые из них были превращены в историко-художественные музеи. 28 марта 1918 года декретом Совета народных комиссаров Петроградской трудовой коммуны петергофская царская резиденция была национализирована и превращена в музейный комплекс, а 18 мая того же года по залам Большого дворца прошла первая экскурсия трудящихся. Это решение было закреплено декретом Совета Народных Комиссаров Республики от 13 июля 1918 года о конфискации имущества низложенного российского императора и членов императорского дома.

В Петергофе началась систематическая реставрация дворцов, парков и фонтанов, многие из которых не действовали со времени первой мировой войны. Была восстановлена регулярная композиция Верхнего сада, сняты ели, закрывавшие перспективу Морского (Самсоновского) канала, и капитально реставрированы его стены, а также уступы Большого каскада, фонтаны “Солнце” и “Пирамида”.

Самые значительные и сложные из этих работ были осуществлены в 1920-х годах под научным руководством исследователя русской архитектуры Н. И. Архипова, более десяти лет являвшегося директором петергофских музеев.

Десять музеев, представлявших развитие русской истории и культуры XVIII—XIX и начала XX века, принесли Петергофу славу одного из крупнейших просветительских центров нашей страны В 1939—1941 годах Петергоф ежегодно посещали более полутора миллионов человек.

Остальные дворцовые здания, кавалерские, фрейлинские, гофмаршальские дома и прочие служебные строения приспособили под дома отдыха трудящихся и для различных культурных целей, а парки открыли для всеобщего посещения.

Великая Отечественная война была для петергофских ансамблей временем тяжелейших испытаний. Гитлеровские войска ворвались в Петергоф 20 сентября 1941 года и после трехдневных боев захватили город. Оккупанты продержались здесь до 19 января 1944 года. За это время они расхитили и уничтожили художественные ценности Петергофа. Во всех парках вырубались Деревья, разорялись дворцовые здания, павильоны, мосты.

Самый сильный урон был нанесен Нижнему парку и Верхнему саду. Противотанковые завалы из вековых деревьев, рвы, блиндажи, доты, дзоты, траншеи, воронки, колючая проволока, мины сделали их территорию во многих местах почти непроходимой. Было вырублено более десяти тысяч деревьев. Большой дворец оккупанты взорвали н сожгли. Огонь уничтожил интерьеры Екатерининского корпуса Монплезира. Миной замедленного действия был взорван дворец Марли. Большие повреждения фашисты нанесли Монплезиру, Эрмитажу, каскадам Большому, “Золотая гора” и “Шахматная гора”, фонтанным бассейнам, чашам и балюстрадам Из строя были выведены подземные водоводные магистрали, значительная часть каналов, шлюзы. Фашисты похитили оставшиеся в парке монументальные статуи Самсона, Волхова, Невы, тритонов, свинцовые барельефы Большого каскада, тысячи музейных предметов.

Зимой 1944 года петергофского дворцово-паркового комплекса как целостного памятника искусства не существовало.

После освобождения города Петергофа советскими войсками перед реставраторами встала небывалая задача — возродить уникальный дворцово-парковый комплекс, и прежде всего ансамбль XVIII века с его каскадами и фонтанами.

Героизм саперов, очистивших территорию от мин и неразорвавшихся снарядов, и энтузиазм тысяч ленинградцев, выезжавших на расчистку парков, позволили 17 июня 1945 года открыть Нижний парк для прогулок. 25 августа следующего года ввели в действие 38 водометов центральной части парка.

Историческим моментом в летописи возрождения Петродворца стало 14 сентября 1947 года, когда перед Большим каскадом заняла свое место золоченая бронзовая группа “Самсон, раздирающий пасть льва”.

В последующие годы ленинградские скульпторы и мастера-реставраторы по фотографиям, сохранившимся образцам и аналогиям воссоздали из бронзы, свинца и листовой меди для каскадов, фонтанов и зданий свыше 330 скульптур различных типов и размеров. Возрождение скульптуры для фонтанов и каскадов Петродворца вписано в историю советской художественной культуры. Проекты восстановления каскадов и фонтанов выполнялись в мастерской профессора А. А. Оля, гидротехническую систему и водовод ремонтировали под руководством инженеров Б. С. Изотова, С. П. Иванова, Л. Ф. Солдатенкова. Значительный вклад в возрождение фонтанов внесли мастера фонтанного дела Н. В. Лаврентьев, П. В. Лаврентьев, А. П. Смирнов.

Творческий труд скульпторов, архитекторов, фонтанных мастеров, литейщиков, паркостроителей, чеканщиков, позолотчиков принес блестящие результаты. В Нижнем парке и Верхнем саду в настоящее время действует 172 фонтана и 3 каскада.

Во многом возрождена “зеленая архитектура” петергофских ансамблей. Восстановлена регулярная планировка Верхнего сада и Марлинского ансамбля Нижнего парка.

Вновь распахнули двери дворцы-музеи XVIII века— Большой дворец, Монплезир, Екатерининский корпус, Марли и павильон Эрмитаж. Открыт реставрированный по проекту архитектора И. Н. Бенуа дворец-музей Коттедж в парке Александрия.

За большие заслуги в восстановлении художественных памятников Ленинграда наиболее искусные и талантливые реставраторы, много лет отдавшие труднейшему делу реставрации Петродворца, в 1972—1973 годах удостоены орденов и медалей, Государственных премий РСФСР, золотых и серебряных медалей и дипломов Академии художеств. Среди них — архитекторы В. М. Савков, Е. В. Казанская, скульпторы И. В. Крестовский, Г. Л. Михайлова, Э. П. Масленников, Л. М. Швецкая, резчик Б. К. Гершельман, мастер декоративной скульптуры Г. Ф. Цыганков, паркетчик И. И. Смирнов, живописцы Я. А. Казаков, Л. А. Любимов, Р. П. Саусен, керамист Б. А. Мицкевич, столяры М. Е. Шумилов и П. В. Ванюхин, слесари-фонтанщики Г. Н. Шумаков, В. Н. Семенов.

В 1986 г. участники реставрации Петродворца живописец Я. А. Козаков, скульптор Н. И. Оде и мастер-позолотчик П. П. Ушаков стали лауреатами Ленинской премии.

В дело возрождения художественно-архитектурных памятников Петродворца значительный вклад внесли историки и искусствоведы, выявившие в архивах ценные документальные данные и изобразительные материалы. Среди них в первую очередь необходимо назвать Н. И. Архипова, А. И. Петрова, Г. М, Преснова, В. И. Сладкевич, М. А. Тихомирову, Н. В. Калязину, М. Ф. Коршунову, М. Г. Колотова.

Ежегодно с первых дней пуска фонтанов и до поздней осени устремляются в петергофские парки десятки тысяч ленинградцев, советских и зарубежных туристов. Они едут сюда, чтобы полюбоваться игрой фонтанных струй и потоков при блеске солнца и мерцании белых ночей, осмотреть интерьеры петровских приморских палат и залы Большого дворца. И никто не уезжает отсюда равнодушным. Петергофский ансамбль покоряет каждого, кому довелось его увидеть.

 

 

   

  



Сайт управляется системой uCoz