|
|
|
Основой планировки парка являются две системы
пересекающихся лучевых аллей.(См. раздел
"Туристическая карта")
Пять аллей радиусами расходятся от Большого
каскада: к морю вдоль канала, к Эрмитажу и фонтану
“Ева”
(в западную часть), к Монплезиру и
фонтану “Адам” (в восточную часть).
Пятилучие пересекается с трезубцем больших
сквозных перспектив, начинающихся от
Марлинского пруда и идущих через парк в
восточном направлении: Морская
аллея связывает Марли
с Монплезиром, Березовая—с
площадью у каскада “Шахматная
гора, а Марлинская, протяженностью два
километра, доходит до самой восточной границы
парка.
Пересечение пятилучия и трезубца аллей обогащено двумя звездами (этуалями) аллей, направленных лучами от восьмигранных бассейнов фонтанов “Адам” и “Ева”. Причем все основные аллеи Нижнего парка или выходят на залив, или их перспективы обязательно замкнуты водометами, каскадами, фасадами зданий. И как бы ни была велика аллея, ее перспектива, оживленная через определенные интервалы вертикалями фонтанов, бюстов, ваз, не кажется монотонной. Фигурно или геометрически подстриженные деревья и кусты вдоль аллей образуют стены, или кулисы, направляющие взгляд в определенную сторону, на те или иные точки обзора, что создает единую систему восприятия парка как в целом, так и каждой его части в отдельности. Не менее важный элемент архитектуры Нижнего парка — партеры, расположенные на выровненной поверхности или углубленные (буленгрины). Их кружевные, затейливые узоры созданы цветами, подстриженной зеленью или выложены из гравия, изгари, разноцветной каменной крошки, битого стекла.
В планировке парка последовательно соблюден принцип композиционного равновесия. Симметрично по отношению к Большому дворцу, каскаду и каналу расположены все фонтаны и павильоны центрального ансамбля. В восточной и западной частях парка симметрично Большому каскаду размещаются Драконов и Марлинский каскады и перед каждым из них — парные фонтаны. На одинаковом расстоянии от Большого дворца и канала построены Эрмитаж и Монплезир, фонтаны “Адам” и “Ева”.
Особенность Нижнего парка заключается в том, что именно здесь было использовано все лучшее, чего достигло европейское регулярное паркостроение. Это объясняется, в частности, и тем, что в создании петергофского ансамбля приняли участие представители разных национальных школ, и каждый из них, исходя из общего замысла и своеобразия рельефа, вносил в композицию новые выразительные элементы.
Начиная с 1760-х годов в облике Нижнего парка появились и все более усиливались элементы пейзажного стиля, но регулярная основа его объемно-пространственной композиции и декора сохранила свою целостность.
Нижний парк с его подчеркнутой представительностью, фанфарной звучностью каскадов и фонтанов, аллегорической назидательностью и исторической символичностью скульптур вызывает ощущение гармонии и радости, настраивает посетителей на особый, торжественный и оптимистический лад.
Кажется, что, формулируя определение регулярного сада, в знаменитой книге “Музыка для глаз” художник и паркостроитель Пьетро ди Готтардо Гонзага писал под впечатлением именно от Нижнего парка: “Бьющие фонтаны, симметричные и пышные каскады, водоемы, окруженные нимфами, тритонами и другими морскими божествами, причудливые гроты, распланированные с прихотливой неправильностью, украшенные сосульками и ракушками, где воды резвятся на тысячи ладов, обнесенные балюстрадами висячие террасы с вазами, полными цветов, статуями, бюстами и т. п. Наконец, эта правильность, искусственно-грациозная, благородная, впечатляющая, возвышающая душу, чарующая и восхищающая нас, правильность, которой природа нас полностью лишила и насладиться которой может дать нам только искусство”.
Осмотр достопримечательностей Нижнего парка традиционно начинают или от Большого каскада, или от балюстрады перед Большим дворцом. От центрального ансамбля экскурсионный маршрут проходит в восточную часть парка—к каскаду Драконов, фонтану “Пирамида” и на Монплезирскую аллею к Монплезиру.
Из восточной части в западную проходят по Марлинской аллее.