Музеи России - Museums of Russia - WWW.MUSEUM.RU

KMindex Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Яндекс цитирования

Герб Петергофа

 

Петергоф - Петродворец

На главную страницу Петергоф туристический Страницы истории Фотогалерея Гостевая книга Погода на неделю
         
         
         
   

                        История строительства

В архитектуре дворцовых фасадов и интерьеров отразилось несколько периодов истории резиденции. Во внешнем облике здания от петровского времени сохранилась центральная часть дворца с балконом. Для зрелого русского барокко середины XVIII века типичны монументальные флигеля и боковые корпуса—Гербовый и Церковный, фигурная кровля, щедрая декорировка купольных завершений, разнообразные картуши.

Переделки последующего времени и частичная утрата декоративных деталей не исказили художественной сущности дворца, который воспринимается как целостный по своему стилю памятник архитектуры XVIII века.

Первоначальный дворец (Верхние палаты) построили и декорировали в 1714—1724 годах. Первые два года его сооружением руководил И. Браунштейн, осуществлявший указания Петра. Затем два с лишним года работы вел Ж. Б. Леблон. Он спас строящийся дворец, скрепив его треснувшие стены железными связями и проложив дренажный канал, который предотвратил размыв фундаментов. Леблон создал в первом этаже вестибюль с пилонами, Дубовую лестницу, Кабинет Петра, придал большую парадность залу второго этажа, увеличив окна и двери. На каждом фасаде архитектор сделал по три парадных входа, удлинил балкон на всю ширину среднего ризалита. Приехавший из Франции по вызову Леблона скульптор-декоратор Н. Пино выполнил рисунки рельефов для фронтонов.

Начиная с 1719 года строительство Верхних палат шло по проекту Н. Микетти. Он расширил их, пристроив галереи, замкнутые двухэтажными флигелями, и окончил отделку интерьеров. Микетти превратил небольшие Верхние палаты в эффектное дворцовое здание. Его средняя двухэтажная часть с высокой мансардной кровлей почти совпадала по ширине с Большим каскадом. Она выделялась насыщенностью и разнообразием отделки — пилястрами, кованой решеткой балкона, скульптурными фронтонами. Галереи с вазами на балюстрадах соединяли ее с флигелями. При Петре в нижнем этаже Верхних палат кроме парадного вестибюля находились кухня, мыльня, хозяйственные кладовые и “каморки для прислуги”. В погребе хранились вина и припасы к столу. Во втором этаже размещались Кабинет Петра, парадный зал—Итальянский салон, куда вела Дубовая лестница; Спальня, Буфетная и другие комнаты. Во флигелях в каждом этаже было по четыре помещения.

Петровские Верхние палаты с их единственным большим залом и ограниченным числом комнат уже через несколько лет после завершения постройки перестали отвечать потребностям царского двора, в котором все больше нарастало стремление к роскоши. Этим и была продиктована необходимость начинавшихся перестроек.

По проекту М. Земцова в 1732 году по сторонам флигелей параллельно склону поставили одноэтажные деревянные жилые корпуса. Они удлинили фасад, но не увеличили число парадных помещений.

В 1745 году начался второй, важнейший период в истории здания - Б.Ф. Растрелли приступил к перестройке Верхних палат, в результате которой они через десять лет превратились в Большой дворец.

Архитектор сохранил в укрупненном масштабе первоначальную композиционную схему. Дворец по-прежнему состоял из средней части, галерей и боковых корпусов, прибавились лишь крылья, обращенные в сторону Верхнего сада. Объемы всего здания и протяженность фасада значительно увеличились. Первоначальные петровские палаты Растрелли расширил, повысил на один этаж и включил в объем нового большого центрального корпуса с фигурной кровлей. Вместо скромных флигелей, замыкавших галереи, Растрелли возвел нарядную церковь с пятью золочеными главами и корпус, увенчанный куполом с золоченым гербом. Это были качественно новые художественные элементы, почерпнутые в древнерусском зодчестве и преображенные в формах барокко. Они придали фасадам дворца блистательное великолепие, необходимое главному зданию приморской резиденции, усилили его связь с декором Большого каскада.

В обработке фасадов Растрелли с присущим ему чувством меры использовал мотивы декора петровских палат—пилястры, русты, кованые решетки, но изменил рисунок капителей, картушей и рельефных орнаментальных деталей.

Большой дворец, перестроенный Растрелли, явился достижением всей русской художественной культуры середины XVIII века.

Не случайно, когда в 1772 году готовилась “медалическая история”—серия медалей, посвященных важнейшим событиям, в тематическом списке значилась медаль “На увеличение, здания увеселительного дворца в Петергофе 1745 г.”.

Вступление на престол Екатерины II, пожелавшей в старой петровской резиденции оставить след своих “исторических деяний”, ознаменовалось рядом переделок и созданием новых интерьеров во дворце. Это было время появления новых тенденций в русском 'искусстве. На смену барокко пришел стиль рококо с его стремлением к легкой, игривой и прихотливой нарядности. Вскоре его вытеснил классицизм, черпавший вдохновение в соразмерных и уравновешенных формах античного искусства. Этот переломный период в развитии русской архитектуры нашел отражение в работах Ж.-Б. Валлен-Деламота и ученика Растрелли—архитектора Ю. М. Фельтена.

Первые изменения интерьера Растрелли были осуществлены по проектам Валлен-Деламота. В 1763—1767 годах он декорировал Портретный зал картинами и преобразовал “два покоя” в Китайские кабинеты. В 1770—1773 годах Фельтен дополнил отделку анфилады гостиных, используя стилистические приемы рококо, а в 1773—1780 годах создал классицистическое оформление Белого (Столового), Чесменского и Тронного залов.

Конец XVIII—первая половина XIX века отразились в истории Большого дворца незначительными переделками.

Значительные работы велись в 1845—1850 годах. В этот период архитектор А. И. Штакеншнейдер очень бережно обновил декор ряда гостиных, особенно в восточном крыле, получившем после этой переделки название “половины княгини Ольги Николаевны”. Тогда же Штакеншнейдер надстроил восточное крыло, которое со времен Растрелли отличалось по объему от западного, третьим этажом.

Надстройка восточного крыла уравновесила объемную композицию Большого дворца, придав ей полную симметрию. Этим закончилось формирование художественного облика Большого дворца, длившееся около полутора веков.

Среди работ последующих десятилетий, направленных на сохранение Большого дворца и его декора, важное значение имела замена в 1883—1885 годах мастерами петербургской фирмы “Сан-Галли” деревянных резных деталей на куполах выбитыми из листовой меди.



 
   
Сайт управляется системой uCoz