Музеи России - Museums of Russia - WWW.MUSEUM.RU

KMindex Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Яндекс цитирования

Герб Петергофа

 

Петергоф - Петродворец

На главную страницу Петергоф туристический Страницы истории Фотогалерея Гостевая книга Погода на неделю
         
   

                             Александрия. Историческая справка

   
         
   

Территория, на которой расположена Александрия, при Петре I была подарена Меншикову, который начал здесь строительство дворца—“Монкуражской дачи”. После опалы “полудержавного властелина” эти земли передали его политическим противникам — князьям Долгоруким, а затем они стали владением казны. В 1730-х годах здесь разместили “Ягд-гартен” (Охотничий сад), позже превращенный в Олений зверинец, который просуществовал до начала XIX века. Незадолго до смерти Александр I решил построить загородный дворец для своего брата Николая Павловича и его семьи на землях, некогда принадлежавших Меншикову. Первоначально здесь намеревались построить деревянное здание. Интересно, что существовал неизвестный нам проект, исполненный архитектором В. П. Стасовым, которого и должны были привлечь для строительства летнего дворца Николая Павловича.

В декабре 1825 года великий князь Николай Павлович стал императором России, ознаменовав свое вступление на престол кровавой расправой над декабристами. Через несколько месяцев новый император подарил территорию западнее Нижнего парка своей жене Александре Федоровне и подписал указ: “Строить на месте где Меншикова руина, сельский домик или так называемый котичь со всеми хозяйственными заведениями, с присоединением парка”.

Возведение нового дворца и планировку парка поручили А. А. Менеласу, опытному зодчему, работавшему в Москве и Петербурге и его пригородах, где до сих пор сохранились многие его сооружения.

Строительство в Александрии шло с необычайной интенсивностью и напряженностью. За неполных четыре месяца 1826 года были возведены стены Коттеджа и двух служебных зданий, одновременно велись работы по планировке и обогащению зеленого массива.

Для обеспечения бесперебойного хода работ к петергофскому дворцу Александры Федоровны приписали пять тысяч “ревизских душ” — крестьян в Санкт-Петербургском, Царскосельском, Ямбургском и Гдовском уездах. Именно труд крепостных явился основой для расточительного дворцового строительства, призванного усилить блеск самодержавной власти.

Создание обширного приморского пейзажного парка—свидетельство таланта и опытности архитектора Менеласа, который опирался на высокое профессиональное мастерство петергофских садоводов.

Планировочные работы в парке начались с прокладки дорог. По документам видно, что дорожными работами под руководством Менеласа ведал “садовый ученик” Иван Родионов. Прокладка дорог велась одновременно с другими планировочными работами. Было выкопано два пруда, и при этом вынуто 2500 кубических сажен земли. 12 тысяч квадратных сажен поверхности выстлали дерновым покровом, а берега прудов вымостили камнем на мху, достигая при этом определенного декоративного эффекта.

На всей территории парка производилась посадка деревьев и кустарников. В декабре 1826 года Менелас сообщал, что куплено и посажено 2 тысячи больших деревьев, 10 тысяч малых деревьев и 3 тысячи кустов. 9 тысяч кустов было выкопано в Таврическом саду, доставлено в Петергоф и высажено на отведенные для них места. В 1828 году для посадки затребовали доставить не позже 10 мая 6500 молодых, прямых, здоровых деревьев с хорошими корнями и почками—дубов, ясеней, кленов, лип, берез, рябин. Кроме этого было заказано 1800 кустов акации, синей сирени, калины и шиповника.

Значительная доля земляных работ выполнялась артелью подрядчика И. Петрова. 10 мая 1828 года крестьянин Вологодской губернии Иван Петров взял обязательство “где понадобится у Сельского дома произвести дерновку, спилку с штамбовкою, надиркою и подвозкою дерна расстоянием от 500 до 1000 сажен”. Кроме того, он брался обеспечить копку ям для посадки деревьев и кустов. Для ускорения дела в Александрию присылали тысячи крестьян. По указаниям Менеласа и под наблюдением И. Родионова с 13 апреля по 12 мая 1828 года в Александрии трудилось 1262 человека, а во второй половине мая—1155 человек. Эти рабочие, “находившиеся у земляных и садовых работ”, копали ямы, сажали деревья и кусты, перевозили землю и подсыпали черной землей клумбы, подвязывали ветви, поправляли дороги и рыли вдоль них канавы.

Перечень посадок, произведенных по указаниям архитектора Менеласа в 1827—1828 годах, дает внушительную картину формирования зеленого массива Александрии. Деревья и кустарники были сгруппированы в 224 куртинах-клумбах. Кроме этого были осуществлены и более мелкие посадки в различных местах на территории парка. В ноябре 1828 года в Александрии имелось более 30 тысяч растений 30 видов. По подбору деревьев видно, что пейзажу парка архитектор придал отчетливо русский характер. Свидетельство этому—обилие белоствольных берез, лип и огнецветных рябин. Большое число дубов подчеркивало романтический дух пейзажа Александрии. Характер парка определялся и выбором кустарников. Больше всего было высажено так называемого папоротника татарского, рябинового гороховника, шиповника, кистевой бузины, кустового гороховника, обыкновенной сирени, красильного дрока, белого кизила, калины.

Характерной особенностью формирования зеленого массива Александрии явилась посадка большого числа редких древесных и кустарниковых пород. Эти элементы “экзотичности” придали пейзажу неповторимую живописность.

В конце мая 1829 года из Петербургского ботанического сада по требованию Менеласа привезли 3537 различных растений—лиственниц, американской малины и сибирского боярышника, каменных сибирских слив и тирольских груш, сибирских яблонь, экземпляры горда, дикого каштана, облепихи, черной, или даурской, березы, киргизского тальника.

1 августа 1829 года министерство императорского двора сообщило петергофскому правлению, что “сельский дом в Петергофе отныне будет именоваться Александриею—дачею ея величества”. Это присвоение нового официального наименования Александрии свидетельствовало, что первоочередные строительные и планировочные работы, а также посадки были завершены. Основой дворцово-паркового ансамбля созданного трудом и талантом выдающихся зодчих и многих тысяч крепостных строителей, является парк Александрия. В его пейзаже гармонично чередуются возвышенности и ровные участки, небольшие рощи и лужайки, пруды, извилистые аллеи и прямые дороги, обсаженные ветвистыми дубами. По композиционному решению, умелому использованию рельефа, компоновке и подбору насаждений Александрия является превосходным образцом парка пейзажного стиля и относится к числу выдающихся памятников русской ландшафтной архитектуры XIX века.

   
   

 

   


Сайт управляется системой uCoz