Музеи России - Museums of Russia - WWW.MUSEUM.RU

KMindex Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Яндекс цитирования

Герб Петергофа

 

Петергоф - Петродворец

На главную страницу Петергоф туристический Страницы истории Фотогалерея Гостевая книга Погода на неделю
         
   

Марлинская аллея. Фонтаны “Адам” и “Ева”

   
   

...они настолько хороши, “что в славной Версалии мало таких видели”

   

 

С главной осью всего ансамбля—Морским каналом связана двухкилометровая Марлинская аллея. Проложенная параллельно морскому берегу, она прорезает территорию парка от Марлинского пруда в его западной части до восточной границы. Скрещение Марлинской аллеи и канала—одна из самых волшебных точек петергофского ансамбля. Отсюда одновременно открываются четыре перспективы: на Большой дворец и каскад, на залив, на фонтаны “Адам” и “Ева”. И каждая из перспектив по-своему привлекательна, но особенно впечатляет вид с моста в сторону Большого каскада. Колышущаяся серебристая масса воды вздымающаяся в конце зеркального водного пути, окаймленного фонтанными пропилеями, мерцание позолоты создают удивительный эффект. Не случайно такой знаток Петергофа, как А.. Н. Бенуа, называл этот вид с моста “классическим Петергофом”.

Марлинская аллея прочерчена уже на ранних набросках Петра I, отражающих первоначальный замысел всей композиции. В 1714—1723 годах Марлинская аллея была проложена от восточной границы парка до Марлинского пруда. Ее планировка и декорировка связаны с деятельностью архитекторов Браунштейна, Леблона, Микетти и садовых мастеров Л. Гарнихфельта и А. Борисова.

В 1798 году садовый мастер Т. Тимофеев провел по сторонам Марлинской аллеи, начиная от места пересечения ее с Монплезирской аллеей, дорожки для верховой езды, что расширило главную дорогу Нижнего парка, но не изменило основы композиции. Фонтанное убранство аллеи, созданное в 1721—1726 годах, сохранилось до наших дней. Вблизи пересечения Марлинской аллеи с Морским каналом симметрично расставлены четыре мраморные вазы, исполненные по рисункам Воронихина в 1805 году. Они находятся на тех местах, где стояли барабаны для тросов, с помощью которых до середины XVIII века разводили мост через канал. В 1884 году на пересечении Марлинской и Монплезирской аллей воздвигли на гранитном постаменте, вырубленном по проекту Э. Гана, бронзовую статую Петра I, отлитую в Париже в 1883 году под наблюдением ее создателя М. Антокольского (воссоздана в 1956 году по авторской модели).

В годы Великой Отечественной войны оккупанты превратили восточную часть аллеи в оборонительный завал—срубили двухсотлетние липы, оплели их колючей проволокой и заминировали.

После освобождения Петергофа Марлинскую аллею расчистили от дикой поросли и вековых корневищ и взамен уничтоженных посадили 1050 молодых лип. Деревья, посаженные в 1945 году, разрослись, их кроны подстригли в соответствии с требованиями регулярного стиля.

На оси Марлинской аллеи находятся фонтаны “Адам” и “Ева”. Притягивающие внимание издали, многократно возникающие в перспективе с разных точек, вблизи они покоряют многоводностью, богатством рисунка струй, лаконичностью архитектурных форм и пластикой скульптуры. По своему оформлению оба водомета одинаковы. Их отличают лишь статуи.

Посреди восьмигранных бассейнов диаметром 17 метров, сложенных из тесаных блоков гранита и обрамленных профилированными гранитными кордонами, на высоких каменных постаментах с мраморными фигурными подставками высятся вырубленные из итальянского мрамора скульптуры. Шестнадцать чуть наклонных сильных струй, взмывающих из груды туфа, поднимаются над каждой статуей и, плавно изогнувшись, осыпаются сверкающими лепестками.

Скульптуры для фонтанов были выполнены в 1718 году известным венецианским ваятелем Д. Бонаццей по заказу русского дипломатического представителя в Италии С. Рагузинского. Вероятнее всего, Бонацца получил предложение повторить знаменитые статуи Адама и Евы работы архитектора и скульптора XV века А. Рицци, украшавшие Палаццо дожей. Но, сохранив композицию ренессансного прототипа, скульптор начала XVIII века наполнил пластические формы жизненным содержанием своего времени. Такое сочетание двух творческих начал в одном произведении определило удачу скульптора. Недаром Рагузинский писал Петру I об этих статуях, что они настолько хороши, “что в славной Версалии мало таких видели”. Фигуры были доставлены в Петергоф и украсили те площадки, где позже устроили фонтаны.

В октябре 1722 года скульптура Адама заняла свое место посреди бассейна фонтана, сооруженного по проекту Микетти. Спустя четыре года архитектор Т. Усов построил такой же фонтан с фигурой Евы. Так осуществилась мысль Петра украсить свой приморский “парадиз” изображениями прародителей человеческого рода. Не обошлось тут и без обычной для того времени политической аллегории, прославлявшей Петра и Екатерину как “прародителей” Российской империи.

У фонтана “Адам” и “Ева” находятся две трельяжные беседки с каннелированными колоннами, резными капителями, розетками и гирляндами.

Нижний парк Петергофа. Трельяжные беседки.Первые трельяжные беседки, по четыре у каждого фонтана, построили здесь по чертежу Микетти. В середине XVIII века их заменили пышными трельяжными павильонами по проекту Б.-Ф. Растрелли, который удвоил их число. В начале XIX века старые барочные трельяжи заменили новыми, выполненными по чертежам Ф. Броуэра. Повторяя прежнюю композицию, архитектор придал деталям классическую трактовку и сохранил только по четыре беседки у фонтана.

Вблизи фонтана “Ева” в 1987 году возрождены два примечательных элемента регулярного сада — планировка Лабиринта и миниатюрный “Амфитеатр”—воздушный театр в виде фигурной насыпной площадки с дерновыми откосами.

 

 



Сайт управляется системой uCoz