Музеи России - Museums of Russia - WWW.MUSEUM.RU

KMindex Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Яндекс цитирования

Герб Петергофа

 

Петергоф - Петродворец

На главную страницу Петергоф туристический Страницы истории Фотогалерея Гостевая книга Погода на неделю
         
   

                          Марлинский каскад

 
   
         
   

Золотой каскадСловно целиком вырубленная из мрамора, выступает на фоне зеленого склона с высаженными на нем рядами елей 14-метровая лестница каскада. Она состоит из 21 широкой ступени. Над ними высится аттик с мраморными статуями Тритона, Нептуна, Вакха и двумя вазами, а ниже размещены золоченые маскароны морских чудищ с маленькими выпученными глазами, растянутыми ртами и мохнатыми гребнями. Маскароны, расстояние от которых по наклону до бассейна почти 60 метров, выбрасывают воду, которая разливается широким сверкающим потоком и устремляется вниз, закрывая золоченые медные листы на подступенных стенках.

Переход от прямолинейных к фигурным ступеням отмечен двумя статуями-фонтанами—“Андромеда” и “Нимфа с цветком”. Вода ниспадает в неглубокий бассейн, где помещена статуя богини весны Флоры. Каскадные ступени окаймлены массивными лентами облицованных пудостским камнем парапетов, на которых на невысоких выступах расставлено двенадцать мраморных статуй. В скульптурном убранстве каскада преобладают копии 60-х годов XIX века с древнегреческих и древне-римских оригиналов, но шесть фигур принадлежат резцу выдающихся венецианских скульпторов начала XVIII века А. Тарсиа, П. Баратта и Д. Зорзони. “Андромеда” Баратта, “Нептун” и “Нимфа” Тарсиа относятся к числу шедевров итальянской садово-парковой декоративной скульптуры начала XVIII века.

История Марлинского каскада восходит к 1721 году, когда Петр приказал соорудить в западной части Нижнего парка такой же каскад, какой он видел в Марли. Проект каскада создал Микетти, который претворил в жизнь идею французского сооружения в условиях петергофского рельефа. В 1722 году начались возведение кирпичного остова водопадной лестницы и подготовка эскизов скульптурного декора. Петр решил завершить каскад группой Геркулеса, борющегося с семиглавой гидрой, и предложил М. Земцову сделать ее рисунок. Выполнение всего многообразного декоративного убранства взял на себя Б.-К. Растрелли, но он отлил из свинца по рисункам Микетти только три маскарона медуз с подставками-картушами. В 1723 году Земцов, к которому перешло руководство строительством, установил маскароны, обшил кирпичные ступени досками, раскрашенными под мрамор, и пустил на каскад воду. Только в 1731—1732 годах Земцов довел до конца начатое им дело. Каскад по его проекту получил новое художественное решение.

Водопадную лестницу архитектор увеличил по высоте и расширил, а подступенные стенки закрыл медными золочеными листами. Благодаря этому лестница обрела монументальность и стала именоваться “Золотой горой”. Уменьшив пропорционально партеру бассейн, Земцов декорировал аттик и парапеты каскада семью мраморными и свинцовыми статуями, дополнив водяной декор фонтанами-скульптурами “Андромеда” и “Нимфа”. Создание Земцова отмечено подлинной архитектоничностью и благородством пропорций. Оно относится к числу самых совершенных декоративных сооружений первой трети XVIII века.

В середине XVIII века на Марлинском каскаде поставили еще восемь деревянных золоченых статуй (позднее замененных свинцовыми). Так сложился декор каскада из шестнадцати статуй и трех маскаронов.

В 1870 году состояние каскада потребовало реставрации, которую провел архитектор Н. Л. Бенуа. Он выполнил свою работу с глубоким пониманием преемственности, не исказив художественного облика Марлинского каскада. По чертежам Бенуа облицевали мраморными плитами поверхность кирпичных водопадных ступеней, а обветшавшие свинцовые статуи заменили копиями с античных оригиналов, вырубленными в Италии из каррарского мрамора.

В 1946—1949 годах на Марлинском каскаде установили на места спасенные скульптуры и пустили воду.

В 1979 году завершилась вторая (после 1870 года) капитальная реставрация всего сооружения. Восполнена облицовка ступеней из мрамора и парапетов из пудостского камня. Взамен деревянных сделаны гранитные сходные лестницы с балюстрадами из доломита.

В композиции Марлинского ансамбля каскад, замыкая его южную часть, одновременно служит для обзора местности, вид на которую открывается с его лестниц и площадок.

   


Сайт управляется системой uCoz