Музеи России - Museums of Russia - WWW.MUSEUM.RU

KMindex Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Яндекс цитирования

Герб Петергофа

 

Петергоф - Петродворец

На главную страницу Петергоф туристический Страницы истории Фотогалерея Гостевая книга Погода на неделю
         
   

Дворец Монплезир

   
   

Внутреннее убранство дворца

   
    В Монплезире, как ни в одном другом архитектурном сооружении, отразилось все то новое, что определило особенности культуры и искусства петровского времени, самый дух эпохи. Именно поэтому В. Г. Белинский относил его к числу таких же “великих исторических памятников”, как Московский Кремль.

Дворец МонплезирДоминирующее дворцовое сооружение ансамбля восточной части Нижнего парка — дворец Монплезир (от фр.- "мое удовольствие"). Название это традиционно. Так именовали подобные загородные постройки, подчеркивая их сугубо личное назначение. Петр I любил этот дворец, отвечавший его представлениям о совершенном жилище просвещенного человека. В Монплезире Петру особенно нравилась его близость к морю. Дворец стоит на самом берегу залива, всего в нескольких шагах от беспокойных волн, натиск которых в период бурь сдерживает массивная кирпичная стенка с откосом из гранитных валунов и террасой, вымощенной разноцветным клинкером.

Место для постройки дворца выбрал Петр 1. Он же дал схематический чертеж, определил планировку средней части здания—так называемой “палатки”, построенной в 1714—1716 годах. В последующие два года к ней пристроили галереи и люстгаузы. Декоративную отделку закончили в 1723 году. К проекту и декорировке Монплезира приложили руку Петр I, архитекторы Браунштейн, Леблон, Микетти, лучшие строители, мастера, живописцы, скульпторы, лепщики, резчики.

Среди создателей Монплезира особого упоминания заслуживает каменных дел мастер Яков Неупокоев. Под его наблюдением из особого маломерного кирпича (22Х10Х5,5 сантиметра) сложили толщиной в один кирпич стены средней части дворца и в два с половиной кирпича — стены галерей с люстгаузами. Кладка выполнена с такой тщательностью и прочностью, что стены незыблемо выдержали испытание времени, удары наводнений, потрясения военных лет. Вровень с искусством каменщиков находилось искусство штукатуров Тимофея Нагибина и Андрея Емельянова, столяров Леонтия Михайлова, Мартына Григорьева, Прокофия Евстифеева “со товарищи”.

 Здание Монплезира органически связано с очертанием береговой полосы. На небольшом мысу, выступающем в залив, находится средняя его часть, выделенная объемной ярусной мансардной кровлей, увенчанной большой резной вазой. Слева и справа к ней примыкают две галереи с балюстрадами. Они заканчиваются люстгаузами—павильонами,—также с шатровой кровлей, световыми фонариками, резными кронштейнами и малыми вазами. Общая протяженность вытянутого в одну линию южного дворцового фасада — более 73 метров. Шестнадцать сплошь застекленных деревянных арок галерей придают ему прозрачность и легкость. С северной, морской стороны галереи и люстгаузы оживлены рустованными пилястрами и полукруглыми нишами, усиливающими игру светотени (возможно, они предназначались для скульптуры), чередующимися с узкими полуциркульными окнами-дверями. В декоре фасадов использованы фактура и цвет кирпича, усиленный подкраской и оттененный пробелкой швов кладки.

Перед морским фасадом Монплезира устроена выстланная красным, желтым и синим голландским кирпичом терраса, огражденная массивной каменной балюстрадой. Балюстрада окаймляет весь монплезирский мыс. На его западной стороне на самом берегу установлена медная статуя Нептуна, отлитая в 1716 году на Московском литейном дворе по рисунку Петра, Эта наивная по трактовке скульптура, близкая по манере исполнения к деревянной резьбе, — первая статуя светского содержания, исполненная в России. Нептун на берегу моря—своеобразная эмблема петергофского ансамбля, его художественной сути.

Внутреннее убранство дворца

   


Сайт управляется системой uCoz