|
![]() |
|
![]() |
|
|
|
|
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
|
Монплезирский сад |
||||
|
Монплезирская аллея замыкается Монплезирским ансамблем, в который входят дворец Монплезир, восемь зданий, два сада, фонтаны и морская терраса. Самые крупные фонтаны ансамбля сосредоточены в Монплезирском саду. Две пересекающиеся под прямым углом аллеи делят сад на четыре прямоугольных симметричных партера с узорными цветниками. Скрещение этих аллей отмечено фонтаном “Сноп”, а в середине каждого партера помещается фонтан “Колокол”. Планировка сада органично связана с дворцом: центральная аллея, продолжающая Монплезирскую, оканчивается перед главным входом; боковые, окаймляющие сад аллеи ведут к дверям люстгаузов—павильонов, замыкающих галереи Монплезира. Наброски, сделанные Петром I, и его собственноручные надписи свидетельствуют, что именно он является автором сохранившейся до наших дней композиции Монплезирского сада. В 1714—1716 годах садовый мастер Гарнихфельт осуществил начальную планировку, которая была обогащена в 1721—1723 годах, когда по проекту Микетти в Монплезирском саду устроили семь фонтанов. В то время сад приобрел законченный художественный облик. Многоводные фонтаны, бассейны которых окружали дорожки из разноцветного кирпича, 32 золоченые скульптуры—статуи и бюсты,—мраморные солнечные часы, крытые аллеи, начинавшиеся о г входов в люстгаузы Монплезира, и открытая зеленая аркада, огибавшая сад с трех сторон, подстриженные кустарники самшита; липа и клен—все это придавало саду характер, типичный для малых садов барочноготиля с их подчеркнутой выявленностью каждой детали, уютностью и сосредоточением на небольшом участке разнообразных декоративных элементов.В 1740 году декор сада значительно усложнили, использовав для рисунка цветника гравюру из труда д'Аржанвиля и Ж.-Б. Леблона—одну из тех, которые Петр I передал архитектору Земцову. В новом цветнике расставили керамические вазы, сделанные специально для Монплезирского сада на Невском кирпичном и черепичном заводе по модели садового мастера Б. Фока, а также разместили фигурно подстриженные растения.
На равных расстояниях от “Снопа” помещены четыре фонтана “Колокола”, декорированные золочеными бронзовыми статуями Аполлона, Вакха, Фавна с козленком, Психеи. Их метровые пьедесталы имеют форму вазы с рельефными акантовыми листьями и каннелированной колонны. Пьедесталы завершаются дисками с закругленными краями. Вода, проходя по трубе, скрытой в пьедестале, выходит в узкую щель под плинтом скульптуры и соскальзывает по краям дисков прозрачными, тихо звенящими, словно литыми из стекла, колоколами. Поэтому фонтаны и получили название “Колокола” (первоначально назывались соответственно по-французски — “Клоши”).
Первый водомет в Монплезирском саду было намечено устроить еще в 1714—1716 годах соответственно эскизам Петра обозначившего в центре композиции бассейн, который незамедлительно и начали строить, а на месте “Колоколов” поставили свинцовые статуи. Спустя семь лет посреди сада действовала “фонтана № I” (так тогда именовали “Сноп”). Одновременно с устройством “Снопа”, в 1721—1723 годах, по чертежам Микетти были изготовлены медные выколотные постаменты, которые скомпоновали со свинцовыми статуями и превратили в фонтаны “Колокола”. Тогда же по рисунку Микетти изготовили трельяжные диваны для фонтанов-шутих, а литейщик Ф. Вассу отлил маскароны. Гидротехническую систему всех монплезирских фонтанов выполнил П. Суалем. Позднейшие частичные изменения не нарушили целостности композиции фонтанов. Так, в 1743—1745 годах фонтанный мастер Г. Рылев углубил бассейн “Снопа”. В 1790-х годах его среднюю часть, напоминавшую усеченную каннелированную колонну, завершенную низким цилиндрическим плинтом, опиравшимся на кронштейн, заменили постаментом, облицованным туфом, разноцветными раковинами и отдаленно напоминавшим корону. Это породило второе название фонтана — “Корона”. Статуи для “Колоколов” отливались трижды—два раза из свинца и в третий раз из бронзы, в 1817 году, по восковым моделям, сделанным И. Мартосом со слепков, хранящихся в музее Академии художеств. Из зданий, окаймляющих сад, ближе всего к Монплезиру находятся построенные в 1719—1721 годах Браунштейном два одинаковых оштукатуренных кирпичных флигеля. Их фасады, вытянутые почти на 42 метра, обработанные рустованными пилястрами и резными наличниками, сразу напоминают о времени их создания. Эти флигеля назывались “покоями для фамилии”, хотя предназначались не только для царской семьи, но и для приглашенных вельмож. К восточному служебному флигелю Монплезира примыкает несколько одноэтажных строений. Со стороны моря к нему в середине XVIII века Б.-Ф. Растрелли пристроил деревянную мыльню, которую в 1800 году Д. Кваренги заменил поныне существующей каменной. Линию фасада флигеля продолжает со стороны Монплезирского сада Банный корпус—царская баня—небольшое строение с краснокирпичными стенами, оживленными рустованными пилястрами, нишами и средней частью, выделенной шатровой кровлей Возведенный в 1866 году Э. Ганом на месте деревянной постройки того же назначения, Банный корпус создал удачный композиционный переход к трем монолитно связанным зданиям, расположенным уступами одно за другим. Это комплекс Поваренных палат, построенных в 1726—1732 годах по проекту М. Земцова. Первое здание служило обеденным залом для “кавалеров”, следующее за ним —тафельдекерская (в переводе с нем.—скатертная) для хранения посуды и столового белья, и третье— кухня с огромным очагом и отдельной “кофишенской” комнатой, где приготовляли кофе и шоколад. В 1748 году Б.-Ф. Растрелли превратил обеденный зал в парадное помещение. Его стены завесили семнадцатью шпалерами—ткаными картинами в рамках из золоченых реек. На шпалерах были вытканы пейзажи южных тропических стран и их темнокожие жители. В XVIII веке их называли “арапами”, чем объясняется и наименование зала—Арапский. Позднее появилось другое название—Ассамблейный зал—в память учрежденных Петром I ассамблей—вечерних светских собраний дворянства и столичного купечества.
|
|
||