Музеи России - Museums of Russia - WWW.MUSEUM.RU

KMindex Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Яндекс цитирования

Герб Петергофа

 

Петергоф - Петродворец

На главную страницу Петергоф туристический Страницы истории Фотогалерея Гостевая книга Погода на неделю
         
         
   

                  Монплезирский сад

   
         

 

Монплезирская аллея замыкается Монплезирским ансамблем, в который входят дворец Монплезир, восемь зданий, два сада, фонтаны и морская терраса. Самые крупные фонтаны ансамбля сосредоточены в Монплезирском саду. Две пересекающиеся под прямым углом аллеи делят сад на четыре прямоугольных симметричных партера с узорными цветниками. Скрещение этих аллей отмечено фонтаном “Сноп”, а в середине каждого партера помещается фонтан “Колокол”.

Планировка сада органично связана с дворцом: центральная аллея, продолжающая Монплезирскую, оканчивается перед главным входом; боковые, окаймляющие сад аллеи ведут к дверям люстгаузов—павильонов, замыкающих галереи Монплезира.

Наброски, сделанные Петром I, и его собственноручные надписи свидетельствуют, что именно он является автором сохранившейся до наших дней композиции Монплезирского сада. В 1714—1716 годах садовый мастер Гарнихфельт осуществил начальную планировку, которая была обогащена в 1721—1723 годах, когда по проекту Микетти в Монплезирском саду устроили семь фонтанов. В то время сад приобрел законченный художественный облик. Многоводные фонтаны, бассейны которых окружали дорожки из разноцветного кирпича, 32 золоченые скульптуры—статуи и бюсты,—мраморные солнечные часы, крытые аллеи, начинавшиеся о г входов в люстгаузы Монплезира, и открытая зеленая аркада, огибавшая сад с трех сторон, подстриженные кустарники самшита; липа и клен—все это придавало саду характер, типичный для малых садов барочноготиля с их подчеркнутой выявленностью каждой детали, уютностью и сосредоточением на небольшом участке разнообразных декоративных элементов.В 1740 году декор сада значительно усложнили, использовав для рисунка цветника гравюру из труда д'Аржанвиля и Ж.-Б. Леблона—одну из тех, которые Петр I передал архитектору Земцову. В новом цветнике расставили керамические вазы, сделанные специально для Монплезирского сада на Невском кирпичном и черепичном заводе по модели садового мастера Б. Фока, а также разместили фигурно подстриженные растения.

Посреди Монплезирского сада в глубоком круглом бассейне диаметром 21 метр бьет мощный водомет “Сноп”. 24 струи, вылетающие из туфового постамента двумя ярусами, напоминают по рисунку колосья, осыпающиеся прозрачными тяжелыми зернами. Из вершины постамента бьет 25-я струя высотой 4,5 метра. Вода из бассейна по пяти мраморным ступеням сливается в скрытый канал, создавая впечатление потоков, уходящих под землю.

На равных расстояниях от “Снопа” помещены четыре фонтана “Колокола”, декорированные золочеными бронзовыми статуями Аполлона, Вакха, Фавна с козленком, Психеи. Их метровые пьедесталы имеют форму вазы с рельефными акантовыми листьями и каннелированной колонны. Пьедесталы завершаются дисками с закругленными краями. Вода, проходя по трубе, скрытой в пьедестале, выходит в узкую щель под плинтом скульптуры и соскальзывает по краям дисков прозрачными, тихо звенящими, словно литыми из стекла, колоколами. Поэтому фонтаны и получили название “Колокола” (первоначально назывались соответственно по-французски — “Клоши”).

В саду не сразу можно заметить скрытые в тупиках боковых аллей еще два фонтана. На первый взгляд это типичные для XVIII века садовые диваны с решетчатыми сиденьями и спинками, украшенными масками тритонов и туфом. Но при попытке подойти к дивану вылетают водяные струи из свинцового маскарона, изображающего голову тритона, и из туфовых камней в середине сиденья. Одновременно включаются еще два “забавных фонтана”. Перед восточным диваном образуется “водяная аллея”, создаваемая водяными струями, которые бьют по обочине дорожки перед диваном и смыкаются над головой посетителя. Перед западным диваном форсунки на дорожке расположены в виде буквы “Т”.

Первый водомет в Монплезирском саду было намечено устроить еще в 1714—1716 годах соответственно эскизам Петра обозначившего в центре композиции бассейн, который незамедлительно и начали строить, а на месте “Колоколов” поставили свинцовые статуи. Спустя семь лет посреди сада действовала “фонтана № I” (так тогда именовали “Сноп”).

Одновременно с устройством “Снопа”, в 1721—1723 годах, по чертежам Микетти были изготовлены медные выколотные постаменты, которые скомпоновали со свинцовыми статуями и превратили в фонтаны “Колокола”. Тогда же по рисунку Микетти изготовили трельяжные диваны для фонтанов-шутих, а литейщик Ф. Вассу отлил маскароны. Гидротехническую систему всех монплезирских фонтанов выполнил П. Суалем.

Позднейшие частичные изменения не нарушили целостности композиции фонтанов. Так, в 1743—1745 годах фонтанный мастер Г. Рылев углубил бассейн “Снопа”. В 1790-х годах его среднюю часть, напоминавшую усеченную каннелированную колонну, завершенную низким цилиндрическим плинтом, опиравшимся на кронштейн, заменили постаментом, облицованным туфом, разноцветными раковинами и отдаленно напоминавшим корону. Это породило второе название фонтана — “Корона”. Статуи для “Колоколов” отливались трижды—два раза из свинца и в третий раз из бронзы, в 1817 году, по восковым моделям, сделанным И. Мартосом со слепков, хранящихся в музее Академии художеств.

Из зданий, окаймляющих сад, ближе всего к Монплезиру находятся построенные в 1719—1721 годах Браунштейном два одинаковых оштукатуренных кирпичных флигеля. Их фасады, вытянутые почти на 42 метра, обработанные рустованными пилястрами и резными наличниками, сразу напоминают о времени их создания. Эти флигеля назывались “покоями для фамилии”, хотя предназначались не только для царской семьи, но и для приглашенных вельмож.

К восточному служебному флигелю Монплезира примыкает несколько одноэтажных строений. Со стороны моря к нему в середине XVIII века Б.-Ф. Растрелли пристроил деревянную мыльню, которую в 1800 году Д. Кваренги заменил поныне существующей каменной. Линию фасада флигеля продолжает со стороны Монплезирского сада Банный корпус—царская баня—небольшое строение с краснокирпичными стенами, оживленными рустованными пилястрами, нишами и средней частью, выделенной шатровой кровлей Возведенный в 1866 году Э. Ганом на месте деревянной постройки того же назначения, Банный корпус создал удачный композиционный переход к трем монолитно связанным зданиям, расположенным уступами одно за другим.

Это комплекс Поваренных палат, построенных в 1726—1732 годах по проекту М. Земцова. Первое здание служило обеденным залом для “кавалеров”, следующее за ним —тафельдекерская (в переводе с нем.—скатертная) для хранения посуды и столового белья, и третье— кухня с огромным очагом и отдельной “кофишенской” комнатой, где приготовляли кофе и шоколад.

В 1748 году Б.-Ф. Растрелли превратил обеденный зал в парадное помещение. Его стены завесили семнадцатью шпалерами—ткаными картинами в рамках из золоченых реек. На шпалерах были вытканы пейзажи южных тропических стран и их темнокожие жители. В XVIII веке их называли “арапами”, чем объясняется и наименование зала—Арапский. Позднее появилось другое название—Ассамблейный зал—в память учрежденных Петром I ассамблей—вечерних светских собраний дворянства и столичного купечества.

 

 

   
   
   
   


Сайт управляется системой uCoz