Музеи России - Museums of Russia - WWW.MUSEUM.RU

KMindex Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Яндекс цитирования

Герб Петергофа

 

Петергоф - Петродворец

На главную страницу Петергоф туристический Страницы истории Фотогалерея Гостевая книга Погода на неделю
         
   

            Пейзажные парки Петродворца

   
         
   

Вокруг регулярного петровского ансамбля—Нижнего парка и Верхнего сада—сложился комплекс пейзажных парков—императорских и великокняжеских владений.

Первый пейзажный парк в Петергофе — Английский — создали садовод Д. Медерс и архитектор Д. Кваренги в 1779—1794 годах юго-западнее петровского ансамбля. Парк занимает территорию 176,4 гектара. Его композиционным центром является живописный пруд, окаймленный аллеей. По берегам пруда проложены две перспективные дороги, прорезающие парк с севера на юг; их пересекает третья, идущая с запада на восток. Компоновку пейзажей, декорировку береговой линии пруда, устройство дорог осуществляли садоводы Д. Медерс, Д. Гаврилов и Т. Тимофеев.

Главным архитектурным сооружением парка был предназначавшийся для Екатерины II Английский дворец—первая постройка Кваренги по приезде в Россию. Монументальное трехэтажное здание с коринфскими колоннами и широкой гранитной лестницей, ведущей прямо на бельэтаж, в окружении пышно разросшихся деревьев выглядело очень эффектно. Строгая архитектоничность, ясность форм, мастерская проработка орнаментальных деталей принесли дворцу славу одного из шедевров русского классицизма. Кроме главного дворца в Английском парке строились два малых—для наследника, будущего Павла I, и внуков Екатерины (эти дворцы разобрали в 1799 году).

На восточном берегу пруда Кваренги построил в 1781 году Березовый домик—бревенчатый павильон, обшитый снаружи берестой, крытый соломой. Интерьеры поражали обилием зеркал, орнаментальной росписью.

Пейзаж парка был обогащен мостами, оформленными в виде руин, огражденными балюстрадами, березовыми стволами, гранитными глыбами. Ансамбль Английского парка был одной из любимых работ Кваренги, который построил здесь свою дачу.

Парк, Английский дворец и Березовый домик, сохранявшиеся до 1941 года, являлись известнейшими достопримечательностями Петергофа. В годы войны по Английскому парку проходил передний край обороны Ораниенбаумского плацдарма. В ожесточенных боях дворец был сметен артиллерийским обстрелом. Березовый домик сгорел, зеленый массив сильно поредел. В послевоенные годы в парке расчистили заросли, произвели посадку новых деревьев.

В середине XIX века Петергоф обогатился новыми пейзажными парками. Они расположены южнее Верхнего сада, протянувшись зеленой полосой аллей, лугов, цепью прудов и водоемов до Бабигонских высот. От Верхнего сада их отделяет дорога—Красный проспект. Ближе всего к Верхнему саду находится небольшой Колонистский парк площадью 29 гектаров. Значительную его часть занимает обширный Ольгинский пруд с двумя островками.

Царицын павильон на Ольгином прудуПруд окаймляют живописные серебристые ивы. В XVIII веке вся эта территория была пустынна и носила название “Охотное болото”. В начале 1830-х годов вблизи него построили дома для немецких колонистов, что позднее отразилось в названии парка— Колонистский. В 1838 году на месте болота вырыли большой и глубокий пруд. Его берега укрепили огромными валунами и оградили мощной дамбой, на которой устроили аллею. Спустя шесть лет архитектор А. Штакеншнейдер, инженер М. Пилсудский, садовые мастера П. Эрлер и П. Архипов закончили создание оригинального озерного парка.

Доминирующее архитектурное сооружение Колонистского парка — павильон на большем из двух островков пруда. В 1844 году Штакеншнейдер завершил длившееся четыре года возведение этого словно вырастающего из воды и зелени стройного здания. Подаренное Николаем I жене, оно получило наименование “Царицын павильон”. В оформлении и планировке павильона и даже в названиях его помещений отразилось увлечение архитектурой древнеримских вилл I века н. э., открытых при раскопках Помпеи. Здание асимметрично в плане и по объемам. Перед главным фасадом поднимается из воды стена массивной террасы с ажурным парапетом, украшенным чугунными вазами Павильон завершается трехэтажной башней с наружной лестницей.

В отделке павильона, которая продолжалась до 1850 года, использован цветной камень богатейшей палитры. Белым, серым и красноватым итальянским мрамором выстлан пол атриума, из разноцветных кусков финляндского мрамора набран пол в комнате с тремя нишами. Колоннами из черного, серого и голубоватого мрамора декорированы фасады и интерьеры, В убранство павильона были включены подлинные произведения античного и ренессансного искусства. В столовой пол украшен помпейской мозаикой, обрамленной фризом из порфира, сибирского и итальянского мраморов. Овальную нишу кабинета украшали витые мраморные колонки XV века с мозаичными узорами из ляпис-лазури, синего и золотого стекла, привезенные из Италии. Композицию цветников и газонов маленького сада дополнили фрагменты гигантских колонн, карнизов и капителей античного храма, подаренные Николаю I римским папой Пием IX.

В павильоне и на острове было много скульптур, каменных и мраморных скамей. Были здесь и фонтаны. В фигурном мраморном бассейне с фонтаном находилась мраморная статуя “Нарцисс” работы К. М. Климченко. С архитектурой павильона, декоративным и скульптурным декором острова гармонировала живописная компоновка дубов, лип, кленов, ясеней, каштанов, сирени, выполненная садовым мастером П. Эрлером.

Царицын павильон композиционно связан с павильоном, высящимся на небольшом островке в западной, части Ольгинского пруда. Он принадлежал дочери Николая I Ольге (отсюда название пруда и здания). Павильон возвели и декорировали в 1846—1848 годах по проекту А. Штакеншнейдера в стиле южноитальянских вилл. Восстановление павильона, от которого сохранилась лишь коробка стен, предусмотрено перспективным планом реставрации петергофского комплекса.

Двухкилометровая липовая аллея, проложенная   вдоль Самсоновского канала, соединяет Верхний сад и Луговой парк, который занимает 85 гектаров. В композицию парка включены просторы полей, обширные пруды, отдельные сады вокруг павильонов, связанные между собой дорогами. Все работы по устройству парка велись с 1825 по 1857 год под руководством А. Штакеншнейдера, инженера М. Пилсудского и садовых мастеров П. Эрлера и П. Архипова. Березы, осины, ивы, акации, сирень и другие деревья и кустарники местных пород скомпонованы живописными группами и посажены рядами, подобно кулисам. Продуманное сочетание архитектуры, скульптуры, обширных прудов и зеленых куртин сделало Луговой парк одним из ценнейших ансамблей середины XIX века.

Первая постройка Лугового парка—двухэтажный Никольский домик, срубленный в 1835 году из бревен на берегу Большого запасного пруда (Никольского). В его архитектуре и декоре Штакеншнейдер использовал элементы русского народного зодчества — резьбу, лубочного характера роспись, фигурные детали. За этот проект он получил звание академика архитектуры.

На перемычке между Самсоновским бассейном и прудом находятся руины каменного павильона Озерки (второе название—Розовый). Из всего декоративного убранства павильона, возведенного в 1848 году, сохранилось несколько герм-колонн, завершенных женскими головами. Гермы вырублены из сердобольского гранита по модели скульптора А. И. Теребенева, автора статуй атлантов Нового Эрмитажа в Ленинграде. Перед южным фасадом павильона находится полукруглая гранитная терраса с решеткой. Здесь устроены затворы труб, подводящих воду к “Самсону” и “Нептуну:”.

В пейзаж Лугового парка была включена деревянная Царская мельница—постройка в духе русской народной архитектуры и одновременно действующее мукомольное предприятие, обслуживавшее петергофских крестьян. В 1852 году на острове одного из прудов воздвигли декоративную руину из колонн тивдийского мрамора, оставшихся от постройки Инженерного замка.

Главное здание в композиции Лугового парка—дворец Бельведер, воздвигнутый на холме Бабигон. Название холма отражает историю всех прибрежных земель, занятых петергофскими парками. В XIII веке, когда эти земли входили во владения Новгорода Великого, Бабигонский холм назывался “Попова гора”. Через два столетия в шведских писцовых книгах и на картах эта местность так и именовалась—Рорigоndо. то есть Поповский приход. После освобождения Ижорской земли от шведов появилось второе название, не соответствующее по смыслу, но созвучное шведскому—Бабий гон. Позднее два слова слились в одно—Бабигон.

Здесь в 1852—1856 годах Штакеншнейдер возвел здание Бельведера — одно из своих лучших произведений, ставшее значительным памятником русской архитектуры середины XIX века. Название дворца (по-итальянски “ве1уеdеге”) означает “прекрасный вид”. С галереи Бельведера открываются дали Финского залива, видны затянутые легкой дымкой Кронштадт и Ленинград.

Бельведер стоит на массивном основании из монолитных блоков розового питерлакского гранита. Главный вход—двухмаршевая гранитная лестница—украшен величественным портиком с четырьмя фигурами кариатид, вырубленными по моделям А. Теребенева из серого с синеватым отливом сердобольского гранита. Эти кариатиды, напоминающие подобные фигуры древнегреческого храма Эрехтейона на Акрополе в Афинах, — один из лучших декоративных мотивов Петергофа. Второй этаж Бельведера со всех сторон декорирован 28 полированными серебристо-серыми гранитными колоннами с ионическими капителями белого каррарского мрамора.

Лучший интерьер Бельведера—Мраморный зал первого этажа. Десять беломраморных каннелированных колонн, изготовленных в Италии, поддерживают кессонированный потолок. Стены зала, облицованные искусственным мрамором, расчленены мраморными пилястрами. Пол выложен мраморными плитами.

 
   



Сайт управляется системой uCoz