Музеи России - Museums of Russia - WWW.MUSEUM.RU

KMindex Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Яндекс цитирования

Герб Петергофа

 

Петергоф - Петродворец

На главную страницу Петергоф туристический Страницы истории Гостевая книга Фотогалерея Погода на неделю
         
"У обедневших наследников Мятлевых Знаменку за миллион рублей купил Николай I"
                       А. Г. Раскин
      Дворцово-парковые ансамбли бывшей Петергофской дороги


Е.Логунова                       ПЕТЕРГОФСКАЯ ДОРОГА

 
 

Дорога, связывающая поселения, расположенные по южному побережью Финского залива и называемая с первой четверти XVIII столетия — Петергофской, существовала и в допетровское время. Шведские карты XVII века фиксировали существовашую здесь магистраль. Однако расцвет дороги начинается, несомненно, с петровской эпохи. Именно в это время она стала важным транспортным звеном для передвижения в Кронштадт и для связи строящейся столицы с парадными летними приморскими дворцами императора. Стремясь облагородить переезд из Петербурга в парадную летнюю резиденцию, Петр Великий повелел раздать участки вдоль  Петергофской дороги  своим  приближенным  и представителям видных дворянских фамилий, переселенных, нередко насильно, в новую столицу. Всего в то время вдоль дороги появилось около девяти десятков дач. И среди них — дачи Нарышкиных, Воронцовых, Вяземских, Чичериных, Трубецких и многих других известных родов. И на этом блестящем фоне выделялись три основных дворцово-парковых комплекса  —  Петровские  Стрельна  и  Петергоф  и Меншиковский  Ораниенбаум.  И  весь этот огромный уникальный организм, состоящий из господских домов, парков, прекрасных фруктовых садов, слился в единый ансамбль, протянувшийся от тогдашней границы Петербурга — Старо-Калинкина Моста до Красной Горки, вдоль всего побережья Финского залива.

В Екатерининское время, в 80-х годах XVIII столетия, сама дорога, до того времени располагавшаяся у подножия естественной террасы, была поднята на нее и пошла верхом, где ныне и сохраняется. Несколько позже, в середине XIX столетия, появилась и прогулочная приморская дорога, соединявшая Стрельну и Петергоф.

На территории нашего района Стрельна является одним из древнейших поселений.

В переписной окладной книге в 1500 г. упоминается деревня Стрельна “на реке Стрельне у моря” в составе Водской Пятины Новгорода. Жители занимались земледелием, животноводством, рыбной ловлей. Владельцы дворов: Павловы, Никулины, Степановы и другие — русские крестьяне.

В 1617 г. по Столбовскому договору со Швецией территория попадает под иго шведов. В Стрельне появилось имение шведского феодала Иоганна Скитте с пристанью, мельницей, плодовым садом. Оно стало называться Стрелиной мызой. Итак, история поселка восходит к допетровскому времени.

Первое упоминание о Стрельне в документах петровского времени встречается в 1706 году. В “Походном журнале” Петра 1 есть запись: “Ноября 2 день были в Стрелиной мызе и к вечеру приехали в Питербурх”. Такая запись не случайна. Царь в это время начал быстрое строительство в Кронштадте и проездом часто бывал на мызе.

В эти годы, вероятно, были поставлены жилые постройки, где бы царь мог останавливаться ненадолго, а впоследствии сооружен деревянный дворец. Здесь в девятнадцати верстах от Петербурга Петр намеревался создать свою парадную летнюю резиденцию — “русскую Версалию”.

Все побережье от Петербурга до Красной Горки разбили на одинаковые участки для загородных дач знати. Участки располагались в виде полос 100 саженей шириной и 1000 саженей длиной (сажень — примерно 2 м). Границей строений с юга была  грунтовая дорога,  названная  впоследствии Петергофской. Южнее дороги строительство запрещалось. Здесь оставались “заповедные лесные рощи” с требованием “иметь их от строения в гору на тысячу сажен и строго хранить от порубки”. Рощи предназначались для зверинцев и охоты. Раздача участков началась в 1710 г. Петр I взял себе по четыре участка в Стрельне и Петергофе. Князь Меншиков — один в Стрельне, и пять в Ораниенбауме. Остальные участки получили родственники царя и приближенные.

Петр лично занялся устройством своих резиденций. Уже в 1710 г. у Петра существовали одновременно планы застройки Петергофа   и   Стрельны. Строительство же велось неравномерно. Позже отдавалось предпочтение Петергофу, т.к. местность, где возник Петергоф, занимала более выгодное положение; близость к Кронштадту, возможность устроить лучшую гавань, чем в Стрельне. Сначала мысль о “восьмом чуде света” была связана со Стрельной. Уже велись земляные работы. Реку Стрелку перегородили, создали пруд с большим запасом воды. Были заложены “государевы огороды” с плодовыми  деревьями,  ягодными  кустами,  построены оранжереи, теплицы, погреба. Из села Коломенского перевели “на вечное жительство” двадцать садовников с семьями. Для закладки парков в Петергофе и Стрельне требовалось много деревьев и кустарников. В Стрельне был заложен питомник на территории, прилегающей к реке Стрелке. Закладка парков и строительство дворцов в Стрельне не прекращалось до середины XIX века. В этих работах принимали участие мастера, имена которых составляют гордость не только русского, но и мирового искусства. Среди них Б.Растрелли, Ж.Леблон, Н.Микетти, М.Земцов, П.Еропкин, А.Воронихин, Л.Руска, А.Штакеншнейдер.

С 1716 г. велись работы в стрельнинском парке. Было создано искусственное русло Стрелки (400 м). В ее устье строят пристань, а поскольку залив мелок, насыпают дамбу, делают причалы, Частично дамба сохранилась до наших дней. Строили ее крепостные и солдаты.

На Стрелке были построены мельницы: мукомольная, пильная, шлифовальная (для шлифовки стекол). В движение мельницы приводились водяными колесами (диаметр до 5 м). Их техническая оснащенность была лучше, чем в других местах России. В начале XIX века они все сгорели. Остатки их свайного основания просматриваются и сейчас.

В 1716 — 1721 гг. работы продолжались, но “Версалией” стал Петергоф. В 1721 году Петр I подарил Стрельну своей дочери Елизавете Петровне. Весь замысел Петра в Стрельне не был осуществлен. В деревянном дворце цари останавливались лишь на несколько часов. Стрельна превратилась в придворную мызу, снабжавшую императорский стол овощами и фруктами. В глубоких сухих подвалах дворца хранились дорогие венгерские вина.

Когда осваивалось побережье, в Стрельну направили партию работных людей,  казенных крестьян,  солдат. Бревенчатые  избы,  землянки,  шалаши,  лавки,  бани, приземистые амбары с запасом продовольствия и фуража, харчевни — такой была тогда Стрельна. Позже застраивалась и рыбачья слобода, жители которой поставляли свежую и копченую рыбу не только для приезжающего со свитой царя, но и в Петербург.

С 1713 г. в Стрельне начали работать кирпичные заводы. По царскому приказу сюда прислали помещичьих крестьян, умеющих делать кирпич, черепицу и кафли. Строительство дворцов требовало большого количества строительных материалов. В местах расположения заводов залегала хорошая глина. Обилие лесных массивов в верховьях Стрелки обеспечивало возможность сплавлять сюда лес. Производительность труда возрастала с каждым годом. В 1722 г. в 10 печах было обожжено уже 3,5 млн штук кирпичей. Один из самых ранних и значительных дворцовых сооружений в Петергофе — Монплезир, в Стрельне — нынешний Константиновский дворец,    в Петербурге — здание “Двенадцати коллегий” выложены из кирпича, изготовленного на Стрельнинских кирпичных заводах. Здесь же находился Гончарный двор, на котором из глины делали посуду, трубы, садовые горшки, мозаичный кирпич, кафли. До этого их привозили из Голландии. На них были изображены суда, мельницы, каналы и проч.. исполненные синей краской по белому. В Стрельне стали изготовлять свои кафли десятками тысяч для отделки царских дворцов и казенных зданий, а также для широкой торговли. Эти кафли можно увидеть в Монплезире, в Летнем доме Петра I.

О тяжелой жизни тех, кто здесь работал, говорит очевидец: “По прибытии они (крестьяне) долгое время оставались без прибежища, укрываясь в шалашах посреди болота... В домах же, построенных из бревен кое-как, зимою, ночью, когда печи нагревались, они ложились у потолка, на полатях располагалось от 15 до 20 человек. Рабочие свешивали вниз головы, но ни один из них, раз забравшись наверх, не только не падал, но даже не ворочался и в продолжение сна оставался в том же положении.

Между спящими всегда раздавалось такое храпение, что можно было воображать себя на какой-нибудь шлифовальной мельнице. Спали совершенно раздевшись, как ни попало, не обращая внимания, что находились вместе мужчины и женщины, мальчики и девочки, кошки и собаки, телята, свиньи и т.д. Насекомые, водившиеся в деревянных стенах и щелях, усугубляли мучения спавших. Избу в ночное время можно было сравнить  с  коптильней”.[М.Пыляев “Забытое прошлое окрестностей Петербурга”.] За труд получали гроши. Выдавали их несвоевременно. В Стрельне в 1719 г. было всего 50 изб. Все они были перенаселены. Люди голодали, умирали, совершали побеги. Подчас жены и дети ходили просить милостыню. Были попытки правительства улучшить быт крестьян, но все они были малорезультативны. Предписывалось иметь бани. харчевни, строить жилые дома. Как гласит предание, в садах Стрельны в XVIII веке впервые начали культивировать привезенные из Европы “земляные яблоки” — картофель.

Расцвет дворянского государства, начавшийся в XVIII веке в царствование Елизаветы Петровны, сопровождался не только подъемом национального самосознания, развитием науки. культуры, но и небывалой дотоле роскошью господствующего класса.   Усилилось   дворцовое   строительство.   Вдоль петергофской дороги выросли роскошные дачи с регулярными парками, украшенными богатой скульптурой. Многие имели летние театры.

В 1754 г. “Петергофскую перспективу” стали мостить камнем. В начале 1780-ых годов начали прокладывать новую Петергофскую дорогу по верхней террасе, вдоль которой в 1783 (при Екатерине II) вместо простых деревянных столбов поставили каменные обелиски (архитектор А. Ринальди).

Иностранцы сравнивали в это время “Петергофскую перспективу” с “прелестным” переездом из Парижа в Версаль.

В Стрельне и ее окрестностях были дачи княгини Гики, Мусина-Пушкина, графов Строгановых, гетмана Украины Кирилла Разумовского.

Но рост Стрельны искусственно сдерживался. Участки для застройки отводились лишь по личному разрешению царей.

Чтобы познакомиться с наиболее значительными постройками Стрельны, следует отправиться по Петергофскому шоссе от Александрии по направлению к Петербургу.

Между заливом и Петергофской дорогой, восточнее Александрии  расположен   дворцово-парковый   ансамбль Знаменка. Первым владельцем усадьбы был любимец Петра 1 фельдмаршал Миних. Дача именовалась тогда “приморским домом”. В 30-е годы XVIII в. владельцем, ее стал Кирилл Разумовский. Нынешнее название “Знаменка” закрепилось с 50-х годов XVIII века, когда земельный участок попал во владение графа П.И.Шувалова, временщика двора Елизаветы Петровны. Вблизи парка находилась Знаменская мыза.

Впоследствии имение переходило из рук в руки. Дворец, построенный Ф.-Б.Растрелли для Шувалова, перестраивался, менялась планировка парка. У последних владельцев — Мятлевых Николай 1 покупает имение в 1835 г. за миллион рублей и, как раньше Александрию, дарит жене. В течение пятнадцати лет архитектор А.Штакеншнейдер вел работы по обогащению интерьеров дворца и зеленого массива парка. Архитектор заменил деревянные флигели дворца каменными. отделал фасад в стиле барокко, придав ему более пышный вид. В 1856 году Знаменка переходит сыну Николая 1 — великому князю Николаю Николаевичу. В 1856-60 гг. архитектор Г.Боссе   перестраивает усадьбу, придает дворцово-парковому ансамблю новые художественные черты, используя стилистические принципы барокко. Появляется ряд хозяйственных построек. Князь Николай, будучи инспектором кавалерии, питал пристрастие к лошадям. В 1860 г. Г.Боссе построил конюшенное каре, по своей наружной отделке мало чем отличавшееся от дворцов. В конюшне содержались лошади всех наиболее известных пород в мире. Конюшни включали в себя манеж, кузницы, лазарет, а в угловых башнях — жилые помещения для слуг. В усадьбе устраивались ежегодные выставки чистокровных лошадей, на которые съезжались владельцы конных заводов и любители коневодства.

В 1868 г. у Петергофской дороги была построена часовня. Рисунок ее сделал Н.Бенуа. Была построена оранжерея, дом садовника, служебные корпуса, мосты. Нижний парк был пополнен новыми посадками, украшен вазами, скульптурой. беседками, перголами.

На площадке перед дворцом появились фонтаны. Один из фонтанов был декорирован скульптурой “Лебедь с мальчиком” работы Иенсена.

В 1919 г. во дворце разместилась детская трудовая коммуна, находившаяся в ведении Союза телеграфных служащих Петрограда. Принадлежащие имению 137 десятин земли и хозяйственные здания были переданы совхозу “Знаменка”, который представлял собой трудовое хозяйство для инвалидов войны и учебно-показательное — для крестьянства.

В 1935 г. усадьба поступила в ведение Ленинградского сельскохозяйственного института. Здесь размещались учебные аудитории и общежития для студентов, учебные поля.

В годы Великой Отечественной войны фашисты разграбили и разрушили Знаменку, оставив одни руины. Через 15 лет после войны в Знаменском дворце был обнаружен замаскированный фашистами склад боеприпасов. В настоящее время здесь расположилась комплексная оздоровительная база “Знаменка” работников Главленавтотранса.

Восточное “Знаменки” в петровское время на территории Михайловки существовало несколько усадеб приближенных царя. Среди них усадьба Меншикова “Фаворит”. Она сохранялась до 60-х годов XVIII в. Старые дубы — свидетели того времени.

В 30-х годах XIX в. три имения на этой территории стали владением императорской фамилии. Здесь, на площади в 106 га было решено создать дачу для младшего сына Николая I — Михаила. Название “Михайловская дача” относится к 1834 г.

С 1852 по 1862 гг. дворец строили И.Шарлемань, Г.Боссе и А.Штакеншнейдер. По их проектам также были построены оранжереи, дом садовника, кухонный, конюшенный и кавалерский корпуса. Но самое впечатляющее здание — это дворец. В 1856 г. был объявлен конкурс на лучший проект дворца. Первое место занял И.Шарлемань. Строить дворец поручили Г.Боссе. Дворец был поставлен на краю верхней террасы, И состоял из двух объемов — большого и малого корпусов, соединенных галереей. План дворца ассиметричен. Здание удачно сочеталось с ландшафтом. Разнообразные эркеры, террасы, чугунные балконы придавали ему живописный вид. Интересно были решены террасы, лестницы с площадками, связывающие дворец с парком, особенно со стороны моря. В отделке фасадов и интерьеров были применены естественный камень, мрамор, чугунное литье, терракота, искусственный мрамор, лепка, мозаика.

Внутри дворца интерес представляло “Бальное зало” с большими зеркалами на стенах, что давало бесконечные изображения присутствующих в этом помещении.

Когда комиссия обсуждала проект Михайловского дворца, то было отмечено, что “фасады всех зданий представляют смешение стилей древнегреческого, италианского и новейшего английского”.

В это же время создавался и Михайловский парк, задуманный в пейзажном, английском, стиле. Рыли пруды, насыпали земляные горки, строили беседки, сажали деревья и кустарники. Все работы были закончены весной 1862 г. Особую живописность парку придавали пруды, вырытые в форме “изогнутого канала”.

Позднее, в 1864 г. архитектор Д.Гримм построил западнее дворца небольшую домовую церковь — церковь святой Ольги (Леншоссе, д.109), представляющую несомненный интерес. Она была выполнена в русском стиле. С трех сторон к ней примыкала открытая галерея, которую снаружи поддерживали 18 колонн из серого песчанника.

На капителях шести колонн, славянской вязью — церковные изречения, на остальных — геометрические орнаменты. Стены были   прорезаны   полукруглыми  оконными   проемами, обрамленными колоннами.

Все сооружение завершал круглый барабан, увенчанный шлемовидным куполом из красной меди диаметром в два метра. Купол и бордюр были вызолочены. Главным украшением церкви  была  роспись стен,  выполненная  известным художником того времени академиком А.Бейдеманом. Им же были выполнены и иконы для церковного иконостаса. Весной 1865 г. садовый мастер Н.Фрост проложил к церкви дороги и благоустроил прилегающую местность. Но в настоящее время внутренняя отделка церкви утрачена. Здание в 1968 году очень пострадало от пожара.

После постройки дачи обнаружилось, что на ней отсутствуют источники воды. Пришлось проводить воду из канала, питающего петергофские фонтаны. О том, как была решена  проблема  водоснабжения  сохранился  рапорт архитектора Э.Гана от 23 августа 1874 г. в придворную контору великого князя. Э.Ган писал: “Водопровод из Самсоновского канала, что за Царскою мельницею, на Михайловскую дачу, на протяжении 6 верст устроен посредством бревенчатых сверленных труб, имеющих в диаметре 5 дюймов. В течение двенадцатилетнего действия при малом уклоне местности, он уже затянулся природным илом, так что в настоящее время приток воды на дачу идет только в полтрубы и хотя ее достаточно для дворца, однако для наполнения прудов ее не хватает, от чего они затягиваются тиной”.

Водопровод шел через деревни Луизино, Знаменское и Корколи. Несмотря на строжайший запрет, крестьяне стали самостоятельно забирать воду из трубопровода. К 1903 г. архитектор   Н.Красовский,  желая   установить   причину сокращения притока воды на дачу, обнаружил, что трубы во многих местах просверлены, и водой пользуются крестьяне прилегающих деревень.

До 1917 года дача предназначалась исключительно для небольшой группы лиц царской семьи. После 1919 года здесь находилась детская трудовая колония “Красные зори”. Во время Великой Отечественной войны фашисты сожгли дворец и разрушили  многие  здания.  В  настоящее  время  в восстановленном дворце находится пансионат “Красные зори” Кировского завода.

Недалеко от стрельнинского Дома культуры имени Вермишева стоит красивое двухэтажное здание. Это Львовский дворец. Он состоит из двух корпусов, соединенных крытой галереей. Зубчатые башни западной части дворца придают ему вид средневекового замка.

Дворец был построен предположительно в 1839 году в живописном месте на прибрежной террасе. Он приналежал князю А.Львову. Князь Александр Дмитриевич увлекался пожарным делом, и именно эта “одна, но пламенная страсть” позволила ему остаться в памяти потомков. Ведь это Львову Россия обязана созданием первой “добровольной пожарной Дружины”. Пожары в России, с ее деревянными строениями, были подлинным бедствием. Систематической борьбы с ними не велось: пылали города, деревни. Несколько крупных пожаров прошлось и по Стрельне в 1879 и в 1880 гг. Тогда семнадцатилетний князь Львов с согласия своей матери Александры Павловны, владевшей дачей в Александровне, отвел обширные помещения под пожарный обоз и купил за границей “пожарную трубу”. Был объявлен набор в добровольную дружину “тушилыдиков”, и в июле 1881 года такая дружина, первая в России, была создана. Первоначально в нее входило восемь человек. В их распоряжении было шесть упряжных лошадей, одна верховая, упомянутая уже “труба”, одна линейка, один “трубный ход”, два насоса, пять бочек, один “багровый ход” и одна аптечная платформа.

Впоследствии дружина выросла до тридцати двух человек. В разных местах Стрельны А.Д.Львов установил 12 пожарных электрических сигналов, что было тоже в России новинкой. Каждый    последующий    год    вносил    все    новые усовершенствования и улучшения.

В 1883 г. А.Д.Львов выстроил восьмисаженную каланчу. Через четыре года возвел новую постройку с 12-саженной каланчой, провел телефонную, а затем и телеграфную связь с Ульянкой, где размещалась пожарная команда графа А.Шереметева.

Слава “львовской команды” шагнула далеко за пределы Стрельны. Рослых , сноровистых дружинников в брезентовых робах и медных касках, ловко работающих баграми и топорами среди огня и копоти, видели и в Петергофе, и в Мартышкино, и в Лигове.

В гуще дружинников, внешне мало от них отличаясь, неизменно находился и сам Александр Дмитриевич. То, что первоначально носило характер хобби, стало главным в его жизни. Князь настолько увлекся пожарным делом и его организацией, что им была открыта школа для подготовки брандмейстеров и старших чинов пожарной службы. Он издал книгу “Городские пожарные команды” — первое в России сочинение такого рода.

С 1892 года князь Львов стал сотрудничать в журнале “Пожарный”, издаваемом А.Шереметевым и Александром Павловичем Чеховым, братом Антона Павловича.

Оценив заслуги А.Львова перед отечественным пожарным делом, его избрали председателем учрежденного в 1893 г. Российского пожарного общества. За десять лет его пожарная команда участвовала в тушении примерно двухсот крупных пожаров.

В его дворце есть одна архитектурная особенность. Высокая башня служила удобным местом для наблюдений, и часто в вечерних сумерках между каменных ее зубцов темнел силуэт князя с подзорной трубой в руках. Стрельнинская каланча и после революции долго использовалась по назначению.

Есть в Петербурге на Васильевском острове единственный в нашей стране музей пожарного дела. Один из его разделов посвящен Стрельнинской пожарной команде.

Кроме занятий пожарным делом князь А.Львов проявлял завидную активность в общественных движениях. В разное время он являлся председателем стрельнинского общества велосипедистов-любителей, председателем    правления стрельнинского    общества    потребителей “Польза”, председателем санитарной комиссии.

В центре поселка вдоль Большого пруда раскинулся живописный Орловский парк. Он небольшой, всего 16 га. Название парка дано по фамилии его первого владельца — князя Алексея Федоровича Орлова, приближенного Николая I. А.Орлов был участником Отечественной войны 1812 г. Впоследстии был назначен председателем Государственного Совета и Комитета Министров, после смерти графа Бенкендорфа стал шефом жандармов и главным начальником 111-го отделения Собственной Е.И.В. канцелярии. В 1825 г. Орлов, будучи командиром лейб-гвардии конного полка, принял участие в подавлении восстания декабристов на Сенатской площади.

Летние лагеря конного полка располагались в Стрельне. В 1834 году Николай 1 “пожаловал” Орлову А.Ф. в Стрельне для загородной дачи облюбованное им около пруда место “в вечное и потомственное владение”.

На этом месте архитектор П.Садовников заложил парк в пейзажном стиле. Дворец и парк составили единый ансамбль. По обычаю паркового строительства того времени здесь были вырыты небольшие пруды, насыпаны -земляные горки, на большом пруду создан Остров Любви.( Орловский пруд назывался еще со времен Петра 1 Заводским (кирпичные заводы)). В парке был устроен лабиринт с аллеями сложного рисунка. В центре его, в небольшом домике было спрятано чучело медведя — зверь рычал, надвигаясь на тех, кто открывал двери. Чучело приводилось в движение при помощи скрытых рычагов.

Дворец, построенный в готическом стиле, был деревянным. Перед ним стояли конные статуи работы П.Клодта. Башня-руина с гротом, готический колодец, домик привратника украшали парк. В сооружении построек принимал участие И.Шарлемань. Все сооружении Шарлеманя и Садовникова пострадали во время войны. Часть из них ныне восстановлена.

Неподалеку от залива, почти против насыпной дамбы и бывшей гавани на холме расположен Петровский деревянный дворец. Это самая ранняя постройка Петровского времени на территории Стрельны. Вокруг дворца был разбит сад и цветники. Императорский дом небольших размеров, с удлиненным фасадом, вытянутым вдоль холма, высокими мелкоостекленными окнами, ничем не походил на те пышные чертоги, которыми привыкли тешить себя преемники Петра I. Автором проекта дворца считается архитектор Ж.Леблон. В здании долгое время сохранялись петровские реликвии: постель Петра 1 с одеялом и подушками и ореховый шкаф с посудой.

Неподалеку от дворца находилась деревянная Спасо-Преображенская церковь, построенная в петровское время. По преданию, сюда был перенесен придел церкви из Екатерингофа, где Петр 1 венчался с Екатериной. Во время Великой Отечественной войны церковь сгорела.

Проезжая далее по шоссе, минуем еще одно старинное здание. В 1809 году архитектор Л.Руска строит в Стрельне каменный почтовый двор, а в 1823 году в летние месяцы между Петербургом и мызой открывается движение дилижансов. Вдоль дороги появились трактиры, кофейный дом, где приезжие могли найти не только “хорошее кушанье за умеренную плату, но и покойное пристанище”.

Напротив почтового двора располагается величественное здание Константиновского дворца. Дворец был заложен в 1720 году по проекту архитектора Н.Микетти. Петр I очень внимательно относился к постройке дворца, отклонив три предыдущих проекта. Смерть царя прервала все работы. О дворце вспомнили лишь в царствование Елизаветы. Тогда архитектору Ф.-Б. Растрелли было получено перестроить дворец. Но семилетняя война помешала окончанию работ.

2 июля 1797 Павел 1 пожаловал Стрельну “с принадлежащими к ней деревнями” в собственность сыну Константину Павловичу. Приведением дворца в порядок занимался архитектор А.Воронихин. Но вот неудача: 28 декабря 1803 года дворец сгорел “по небрежению сторожей”. И все снова пришлось отстраивать.

Восстановить его  поручили архитектору Л.Руска, использовавшего замыслы А.Воронихина. Крупный ремонт дворца и окружающих зданий, начатый в середине XIX века под руководством Х.Мейера и завершенный А.Штакеншнейдером, не внес существенных изменений в его архитектуру. С 1831 года дворцом владел сын Николая 1 Константин и его потомки.

Во время Великой Отечественной войны фашисты разрушили дворец, превратив его в руины. Восстанавливали дворец по довоенным фотографиям и чертежам.

На восточной окраине Стрельны находится комплекс зданий, окруженных высокими стенами. До 1919 года здесь был расположен монастырь — Троице-Сергиева Приморская пустынь. Возник он на месте бывшей в петровское время приморской дачи Екатерины Иоанновны, племянницы Петра I. В 1732 г. императрица Анна Иоанновна пустовавшую дачу сестры подарила своему духовному наставнику архимандриту Сергиевой лавры Варлааму, который начал строить здесь монастырь. По указу Анны “для поддержания обители в хозяйственном отношении” монастырю было передано 219 десятин земли и приписано три деревни с крепостными крестьянами.

Особенно возвысился монастырь в годы царствования Елизаветы Петровны, любившей подчеркивать связь с древними народными традициями даже в быту, вплоть до “хождения на богомолье”. Это “хождение” было довольно своеобразным. Так как пустынь находилась в семнадцати верстах от Петербурга. Елизавете трудно было осилить в один день такое расстояние. Поэтому карета ежедневно довозила богомольную императрицу до того места, до которого она дошла накануне, затем императрица проходила две-три версты и снова возвращалась в Петербург.

Кроме земельных угодий, доходовой торговли и ростовщичества, монастырь имел громадные прибыли от пожертвований. Так, в 1873 г. псковский помещик Чихачев дал 50 тысяч рублей, купец Макаров завещал 40 тысяч рублей.

Царский двор покровительствовал монастырю, привлекая к строительству лучших архитекторов, скульпторов, живописцев, резчиков. Главный храм “во имя Святой Троицы” был построен Ф.-Б. Растрелли. Проект его был утвержден 12 марта 1756 г., а в 1760 строительство закончилось. Этот храм был выдающимся произведением церковного зодчества.

Внутренняя отделка храма отличалась пышностью и богатством. В 1840 г. К.Брюллов написал для собора икону “Святой Троицы”, находившуюся там до 1917 года. Храм эффектно возвышался над остальными монастырскими постройками. Купола его были широко расставлены. Стены расчленены пилястрами, но особую нарядность придавали лепные украшения. В годы войны храм сильно пострадал.

В 1809 г. архитектор Пунчини построил церковь над могилой Валериана Зубова, брата фаворита Екатерины II. Она была расположена внутри инвалидного дома, учрежденного для призрения раненных воинов и построенного на средства Зубова.

В 1813 г. сюда, в пустынь, было привезено тело М.Кутузова, скончавшегося во время заграничного похода. Семнадцать дней стоял цинковый гроб с набальзамированным телом полководца, пока в Петербурге готовились к похоронам. 11 июня кортеж отсюда двинулся к Петербургу.

На южной стороне пустыни на одной линии с кельями была расположена церковь, возведенная в 1854 — 1859 г. А.Горностаевым, который позже был похоронен на кладбище Приморской пустыни.

Кроме упомянутых, в монастыре находился еще ряд церквей творения известных архитекторов XIX в. Ю.Боссе, Р.Кузмина, А.Штакеншнейдера, А.Парланда.

На   кладбище монастыря были похоронены А.Штакеншнейдер, дочь и внук Суворова, многие из родов Юсуповых, Чичериных, Кочубеев. Апраксиных, Голицыных.

С постройкой железной дороги между Петербургом и Петергофом монахи решили свою пустынь тоже “приблизить” к удобному пути сообщения. В 1886 г. петербургский, купец Карл Цоппи получил разрешение провести от станции Сергиево (Володарская) до Троице-Сергиевой пустыни конно-железную дорогу. Благодаря этому паломников доставляли в монастырь быстрее, что увеличивало доход монастыря.

В 1919 г. монастырь был закрыт. Его имущество национализировано. В нем разместили детскую трудовую колонию для детей рабочих — коммуну “Труд”. Там была школа-семилетка. К 1925 г. в ней обучалось 265 детей. Имелось подсобное хозяйство, мастерские: столярная, слесарная, картонажная. В годы войны все было разрушено, ущерб, нанесенный оккупантами составил 20 млн. рублей. До недавних пор здесь располагалась Петербургская специальная школа милиции.

 

 

 

 



Сайт управляется системой uCoz