|
|
В рамках продвижения странички, приглашаются к сотрудничеству все заинтересованные лица и организации. Мы будем рады любым предложениям, материалам и мыслям по данной теме.
На главную страницу | Наш E-mail: win-petergof@yandex.ru |
Петергоф туристический | Гостевая книга |
Оглавление |
Ещё при жизни императора Александра III в 1892 году заговорили о том, что жителям Петергофа нужна новая церковь. По данным 1909 года, опубликованным в "Путеводителе" М. И. Измайлова Петергоф имел 13 православных церквей, не считая церкви в Александрии: одна приходская, одна военно-приходская, три военных, четыре придворных и дворцовых, четыре домовых, одну часовню, одну лютеранскую и одну римско-католическую церковь. Прихожане посещали церковь Живоначальной Троицы, расположенную у залива на Свято-Троицком кладбище (построена в 1870 году), Крестовоздвиженскую церковь (1830 год), храмы военного ведомства: Конногренадерского полка, Знамения Пресвятые Богородицы (архитектор Ю. М. Фельтен / 1730 - 1801 г.г./, перестраивалась в 1902 году архитектором А. А. Парландом / 1842 - 1920 г.г./ и А. К. Миняевым / 1862 -1919 г.г./), церковь Петра и Павла Лейб-Гвардии Уланского полка (архитектор К. А. Тон / 1794 - 1881 г.г./), построенная в 1839 году.
Военные церкви не всегда были открыты для штатских прихожан. Придворная Крестовоздвиженская церковь строилась по необходимости, ибо чиновники Правления и дворцовые служащие не могли пользоваться церковью Большого дворца. Летом в ней шли службы для царской семьи, а зимой неотапливаемая церковь пустовала. Сначала в доме под башней (сейчас в ней магазин "цветы") выделили две комнаты, затем три. Убранство не отличалось роскошью: скромный иконостас, серебряные сосуды простой работы, деревянные подсвечники перед иконостасом. Для Святых Даров на престоле стоял деревянный ковчег, украшенный цветной фольгой. В документах Дворцового Управления упоминается, что император Николай I часто молился здесь и даже бывал зимой, останавливаясь в тёплом угловом кавалерском доме.
Построенная в 1830 году по распоряжению Николая I в "доме под башней" Крестовоздвиженская церковь была очень маленькая, что вызывало большие неудобства. Только пятая часть молящихся могла видеть богослужение, людей же собиралось много, особенно в дачные сезоны. В низких помещениях не хватало воздуха.
Идея перестроить Крестовоздвиженскую церковь появилась в 1888 году. Её выдвинул священник Александр Автономов. Идею поддержал протопресвитер придворного духовенства отец Иоанн Янышев, который обратился к министру Двора И. И. Воронцову-Дашкову. Министр велел составить смету. Проект оценили в 24870 рублей. Из-за дороговизны перестройку отложили. Снова вопрос был поднят в 1891 году. И тут впервые прозвучала мысль о возможности постройки новой церкви. Проанализировав данные, пришли к выводу: перестройка небольшой церкви не решит проблему размещения всех молящихся. Начальник Дворцового Управления полковник Дмитрий Степанович Плешко (29 декабря 1844 г. - 1912 г.) отмечал: "Крестовоздвиженская церковь является местом собрания членов для официального богослужения в дни высокоторжественные и местом молитвы свиты государя императора во время летнего пребывания Высочайшего Двора в Петергофе, а условия в церкви крайне неудобные". Он же предложил пустовавшее место для постройки новой церкви. Император Александр III место одобрил и дал Министру Двора необходимые указания. Все же ходатайство
Иоанна Янышева проделало длинный путь. В 1892 году оно попадает к графу И. И. Воронцову-Дашкову, тот составил официальное представление для императора. Александр III дал соизволение на постройку и указал место для строительства: "В той части парка, которая лежит между Царицыным прудом и Петербургской улицей." Окружением собора должны были стать "помпеянские" павильоны с южной стороны.
Министр Двора поручил составить эскизные проектные сметы архитекторам: Л. Н. Бенуа, А. И. Семёнову (архитектор Петергофского Дворцового ведомства), графу М. И. Рошефору (архитектор Удельного ведомства) и Н. В. Султанову (гражданский архитектор). Проекты представлялись на конкурсной основе. Имена архитекторов назвал сам император. Леонтий Николаевич Бенуа (1856 - 1928 г.г.) представил три варианта собора. Первый - в стиле Ярославской церкви XVI века - пятиглавый однопрестольный храм, в плане которого был квадрат с шатровой колокольней. Фасады отделывались лекальным кирпичом (вытесанным по лекалу) и украшались изразцами. Второй вариант представлял собой тип московских храмов XVII века: крестово-купольный однопрестольный храм, трёхнефный, с шатровой колокольней в качестве галереи. Фасады облицовывались специальным кирпичом и изразцами. Третий вариант был в стиле церквей петровского времени конца XVII века (так называемое "нарышкинское барокко" - крестово-купольный прямоугольный в плане - так строились монастырские трапезные). Л. Н. Бенуа писал: "Я представил три варианта. Один в ярославском духе, второй в московском, а третий в нарышкинском, или петровском, который считаю наиболее подходящим для Петергофа". Меньше всего известно о проекте Александра Ивановича Семёнова (1857/6 - 1909 г.г.). Есть сведения, что архитектор отказался от вознаграждения за проект. А. И. Семёнов закончил Академию Художеств в 1883 году; стал академиком архитектуры в 1887 году. Он работал в техническом строительном комитете Министерства внутренних дел, в Главном инженерном управлении, Дамском лазаретном комитете. Он был архитектором Петергофского Дворцового ведомства (1892-1909 г.г.), Управления Елагина и Петровского дворцов (1880 г.). Им построены: дачи на Елагином острове, новый дворцовый госпиталь в Петергофе, здание собственного Её Императорского Величества конвоя, Офицерского собрания и дачи в Петергофе, реставрировал сооружения петергофских парков. Чертежи графа Николая Ивановича де Рошефора (1846 - 1905 г.г.) не сохранились. Судить о них можно по пояснительной записке. Рошефор предполагал с помощью пилонов, заключённых в толщу стен, создать галереи в нижней части, приподняв над полом на две ступени, чтобы увеличить число присутствующих при богослужении людей. Снаружи фасады должны были облицовываться кирпичом и тесаным камнем, кровля покрывалась глазурной черепицей. Внутри стены храма не имели лепку и украшались сплошной живописью. Де Рошефор (Рошефор) Николай получил образование инженера - архитектора. Он работал в Техническом Судостроительном комитете Министерства внутренних дел (1866 - 1868, 1889 - 1897 г.г.), в министерстве путей сообщения (1868 - 1889 г.г.), вёл строительство железных дорог и стратегических шоссе. В 1878 - 1881 г.г. был редактором журнала "Зодчий". С 1889 года - архитектор Петергофской гранильной фабрики. Много строил в Петербурге, Москве, Калуге, Самаре. Условия конкурса давали творческую свободу авторам. Премии и состав жюри не были оговорены. Была названа лишь приблизительная стоимость здания. Одно условие считалось обязательным для всех проектов: вместимость церкви должна быть не менее 800 человек. Весной 1893 года проекты представили Александру III. Император выбрал проект Н. В. Султанова, назначил его главным архитектором строительства.
Так как Султанов часто отлучался в Москву, где руководил работами по строительству памятника Александру II, пришлось создать Комиссию при Петергофском Дворцовом управлении, возглавлял её управляющий городом Плешко Д. С. (1881 - 1906 г.г.), и дать Султанову в помощь гражданского инженера, профессора В. А. Косякова. Он стал производителем работ. Василий Антонович Косяков известен как автор Морского собора в Кронштадте, церкви Святой Троицы на Мызе Алютина (Горы-Валдай) и Богоявленской церкви на Гутуевском острове Петербурга. Его храмы построены в русско-византийском стиле.