Погода на неделю KMindex Яндекс цитирования Rambler's Top100

Герб Петергофа

Петергоф - Петродворец

В рамках продвижения странички, приглашаются к сотрудничеству все заинтересованные лица и организации. Мы будем рады любым предложениям, материалам и мыслям по данной теме.

На главную страницу Наш E-mail: win-petergof@yandex.ru
Петергоф туристический Гостевая книга
Оглавление

Интерьеры и их убранство.

Внешне собор величав, но внутри скромен по объёму. При входе поражает большая круговая галерея. Тёплая и высокая, она идёт по периметру здания, огибая помещения за алтарём. Предназначена галерея для крестных ходов в ненастное время. Николай Владимирович Султанов отмечал, что: ".. .в закрытой галерее Крестные ходы могут совершаться с должным благоговением и без всякого вреда для здоровья их участников"... "Затем в светлую заутреню прихожанам нужно приносить для освящения куличи и пасхи, за неимением места в самом храме им приходится ставить все эти брашна прямо на тротуар, нередко в грязь, если погода ненастная; всякий из нас видел подобную картину около старой церкви в Пасхальную ночь. Духовенству надо проходить длинными рядами установленных блюд для их освящения, если принять во внимание, что духовенство проходит в ризах с обнажённою головою, только что покинув донельзя нагретый свечами и многолюдством храм, то нет ничего удивительного, что при этих условиях можно простудиться". Забота зодчего о людях проявляется во всём. Рядом с алтарём устроены особые помещения для " жертвенника и ризницы, при выходе имелось два тёплых помещения для верхней одежды. В храме не было сквозняков, так как при выходе на улицу построены тёплые сени. В северо-восточном углу церкви расположена исповедальня с двумя дверьми. Исповедовавшийся имел возможность выйти не в храм, а в галерею, где никто не заметит его состояния, не увидит его взволнованного лица. Для отпевания усопших предусмотрено особое помещение, иногда для этого использовалась часовня. Для духовенства есть отдельный вход в ризницу, где хранилась церковная утварь, книги, облачения священнослужителей. Большое пространство занимают лестницы, ведущие в Малые церкви (приделы Александра Невского и Преподобной Ксении). Храмовая церковная утварь и богослужебные предметы были подлинными произведениями искусства.

Сам архитектор говорил: "Храм не должен быть заурядным произведением... не должен наполняться рыночными произведениями, а должен быть снабжён такой утварью, которая будет исполнена лучшими мастерами и исключительно для одного храма". Н. В. Султанов сам написал акварели для каждого предмета утвари. Уже в 1902 году комиссия при Петергофском Дворцовом управлении предложила известным ювелирным мастерам подготовить сметы. Выбор пал на фирмы Хлебникова, Оловянникова и Овчинникова. Фабрикант серебряных и золотых изделий М. П. Овчинников получил заказ на изготовление изделий для главного алтаря, а товарищество И. П. Хлебникова - на изготовление утвари для малых алтарей и паникадила.

Кресты в старину бывали двух типов: 1) простые (гладкие) и 2) узорчатые. Первые представляют более древнюю форму, вторые - более позднюю. Гладкие кресты подходят ближе к первоначальной римской форме, которая была "Т-образная", то есть состояла из стойки и перекладины (см. крест боковых входов собора и образа на колокольнице). Но русские кузнецы желали украсить концы креста и главное перекрестье маленькими добавочными крестиками.

Крест и конёк колокольни Петергофского собораТакие кресты сохранились над входом в Боровицкую башню московского кремля. Но духовенство было против добавочных крестиков и они были запрещены в XVI веке Стоглавым Соборам. Тогда наши мастера направили свою фантазию в чисто орнаментальную сторону и создали роскошные образцы узорчатых крестов, которые можно . увидеть уже в XVII веке на храмах в Москве, Ярославле и других древних городах. Мастера кузнецы начали украшать концы крестов особыми завитками, середину лучами со звездой, а низ креста, над луной, богатым разветвлённым орнаментом. Стойки и перекрестья таких крестов заполнялись прорезью, а кресты золотились посредством огня. По этим древним образцам были сделаны главные кресты Петергофского собора: для средней главы, для малых глав, для колокольни и для западных входов. Узорчатые кресты Петергофского собора являлись чудесными образцами прикладного искусства, сделанные талантливыми русскими мастерами-кузнецами. К сожалению, первоначальные кресты не сохранились и в 1980 году по старым чертежам были изготовлены новые.

Большую работу выполнила золотошвейная мастерская М. Щадрина. Мебель в древнерусском стиле изготовил А. Ф. Шмунк: столик к престолу, табуреты в алтарь, складные аналои, шкаф для книг на клиросе, футляр и гробница для плащаницы, вешалки, складные лестницы.

Эскизы росписи храма и крестов были сделаны Н. В. Султановым, они не сохранились. Иконостас уникален. Он многоярусный и облицован голубовато-дымчатыми полихромными изразцами. Его цвет никогда не поблекнет. Ещё в XVI веке изразцы применялись для облицовки фасадов и интерьеров. Забытое искусство сумел возродить Николай Владимирович Султанов. Для него эти работы выполнил художник М. В. Харламов, имевший в Петербурге гончарное заведение. Необычны царские врата: они широкие, с низкими створками, что позволяет видеть алтарь. Над ними большая арка. В алтарной абсиде находится изображение Божией Матери-Оранты. Обычно икона изображает Богоматерь-Оранту с воздетыми к небу руками (от греческого "ора" -"молюсь"). Внутренняя роспись Петергофского собораПри распределении религиозных сюжетов соблюдали старорусский приём, завещанный ещё Византией. В иконостасе образа размещены на четырёх ярусах, а если считать во втором ярусе каждый ряд самостоятельным, то на пяти. В куполе - образ Христа Вседержителя. На парусах -четыре фигуры Евангелистов. Стенопись также очень богата. Как она выглядела по замыслу архитектора, а также описание главного иконостаса, изложено в книгах зодчего о петергофском соборе. Основной объём монументальной живописи выполнен московским живописцем Н. М. Сафоновым; алтарь, свод, клейма, лопатки, ниши. Орнаментальную живопись выполнил В. И. Колупаев. Он же исполнил альфрейные работы в галерее, ризнице, исповедальне, в помещении для отпевания, в часовне, а также монументальную живопись в галерее. Также в храме работала Первая Палехская артель под руководством В. И. Мазаева. К 1991 году росписи уже имели большие утраты.

Оглавление

Сайт управляется системой uCoz