Герб Петергофа

 

Петергоф - Петродворец

На главную страницу Петергоф туристический Страницы истории Фотогалерея Гостевая книга Погода на неделю
         
По материалам, любезно предоставленным Е. П. Логуновой

         Петергофский вокзал

    Знакомство с Петергофом обычно начинается с вокзала.
Здание вокзала было возведено в 1854—1857 годах по проекту Н.Л. Бенуа (1813—1898). В июне 1857 года открылось регулярное движение пассажирских поездов Петербург — Петергоф. Тех, кто впервые приезжал в Петергоф, поражало грандиозное здание железнодорожного вокзала, о котором газета “Северная пчела” за 20 августа 1857 года писала так: “Это изящное здание открывается взору пассажиров во всем блеске. Над готической колоннадою возвышается на 16 сажен прекрасная башня, которая довершает впечатление. Особы, бывшие на всех железных дорогах Европы, утверждают, что нигде не видели станции, построенной с таким вкусом и эффектом”.
    Центральная часть вокзала — дебаркадер — перекрыта металлическими фермами. Западный фасад здания трактован в виде четырехярусной башни, по сторонам которой находятся стрельчатые арки для прохода составов. Над арками устроены лоджии с изящной готической колоннадой. Стены башни прорезаны узкими стрельчатыми окнами и увенчаны ажурными парапетами с пинаклями.
К объему, выделенному башней, примыкают двухэтажные корпуса с помещениями для пассажиров и персонала. Южный фасад вокзала имеет трехпролетный портик, ведущий в обширный зал со стрельчатыми сводами, опирающимися на мощные столбы. Северный фасад прорезан широкими стрельчатыми проемами, отделенными один от другого контрфорсами.
Все детали носят подчеркнуто готический характер. Однако романтические средневековые архитектурные формы здания полностью подчинены его утилитарному назначению. Это, по своей целесообразности, образцовое здание пригородной железной дороги.
Мало кто знает, что здание это не достроено. По проекту предусматривалось, что огромные по своим размерам оконные и дверные, готического рисунка, пепреплеты должны были быть из литого чугуна. Второпях их изготовили из дерева. Но это не все.
1 июля 1893 года архитектурная общественность отмечала 80-летие Н.Л.Бенуа. В дружеской беседе не обошлось без воспоминаний о былой обширной деятельности юбиляра. Вот что можно было прочесть в газете “Неделя строителя” от 11 июля 1893 года: “Петергофский вокзал, который, бесспорно может считаться одним из лучших строений в готическом стиле в России, оказывается незаконченным... По фасадам, во многих частях нет шпилей, предположенных по первоначальному проекту. Когда Бенуа обратился с просьбой ассигновать 1600 рублей на отливку из чугуна шпилей, то управляющий дорогой спросил его:
— А сколько эти 1600 рублей дадут нам доходу?
— Полагаю, никакого, — ответил зодчий.
— В таком случае оставить фасад без шпилей....”
Таким вокзал и остался.

Сайт управляется системой uCoz