Музеи России - Museums of Russia - WWW.MUSEUM.RU

KMindex Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Яндекс цитирования

Герб Петергофа

 

Петергоф - Петродворец

На главную страницу Петергоф туристический Страницы истории Гостевая книга Фотогалерея Погода на неделю
         
"Петр I взял себе по четыре участка в Стрельне и Петергофе. Князь Меньшиков — один в Стрельне, и пять в Ораниенбауме. Остальные участки получили родственники царя и приближенные."   Е.Логунова  ПЕТЕРГОФСКАЯ ДОРОГА

А. Раскин
Дворцово-парковые ансамбли бывшей Петергофской дороги

   

Парки и дворцы бывшей Петергофской дороги вместе с ансамблями Петродворца образуют единственный в своем роде архитектурно-ландшафтный комплекс XVIII—XIX веков.

Современная автомобильная трасса, связывающая Ленинград с Петродворцом, в начале XVIII века именовалась Петергофской перспективой и играла важную роль в строительстве Кронштадта, загородных резиденций царя и усадеб знати. Петр I придавал дороге большое значение и в 1716 году приказал благоустроить ее. Прибрежные участки вдоль дороги Петр раздал своим родственникам и приближенным, построившим здесь дачи и загородные дворцы. Некоторые из этих дач, наряду со Стрельной и Петергофом, в измененном виде сохранились до наших дней.

Среди них — дворцово-парковый ансамбль Знаменка, находящийся между заливом и Петергофским шоссе, восточное Александрии.

Петергофские усадьбы. Знаменка.Знаменка исторически и по местоположению связана с Александрией. В начале XVIII века территория Знаменской мызы, как и Александрии, принадлежала Меншикову. Затем мыза переходила от одного вельможного владельца к другому. В 1755 году ее приобрел генерал-фельдмаршал А. Г. Разумовский. В течение десяти лет здесь был устроен регулярный сад с декоративными водоемами, возведены каменный дворец и церковь. Известный историк архитектуры А. Н. Петров считал, что к постройке дворца был причастен А. Ф. Кокоринов. Характерные для его творчества черты имеет и церковь. В конце XVIII века Знаменка перешла от Разумовского к Мятлевым, которые владели ею до 1835 года. Богатейшие аристократы своего времени, Мятлевы немалые средства вложили в благоустройство приморского имения. Дворец был надстроен и расширен. Перед ним распланировали Верхний сад и Нижний, протянувшийся до моря.

У обедневших наследников Мятлевых Знаменку за миллион рублей купил Николай I и, так же как раньше Александрию, подарил жене. В течение последующих пятнадцати лет по проектам А. Штакеншнейдера велись работы по обогащению интерьеров дворца и зеленого массива парка. В 1856 году Знаменка стала имением великого князя, сына Николая I.

В 1852—1860 годах талантливый архитектор Г. К. Боссе придал старому дворцово-парковому ансамблю новые художественные черты. Используя стилистические приемы барокко, он перестроил дворец, придав ему большую импозантность. В едином характере с дворцом был решен облик конюшенного двора, построена оранжерея, дом садовника, служебные корпуса, мосты. Нижний парк был пополнен новыми посадками, обогащен вазами, скульптурой, малыми архитектурными формами. На площадке перед дворцом появились фонтаны, один из которых был декорирован скульптурой “Лебедь с мальчиком” работы Д. Иенсена.

Второе рождение переживает дворцово-парковый ансамбль Михайловка, граничащий на западе с родственным ему по характеру, назначению и истории ансамблем Знаменка. В петровское время на нынешней территории парка располагалось несколько усадеб приближенных царя, и среди них одна из усадеб Меншикова—“Фаворит”, сохранявшаяся до 60-х годов XVIII века. Свидетели той давней поры—могучие дубы, до сих пор украшающие парк. В 30-х годах XIX века находившиеся к тому времени на месте нынешнего ансамбля три имения стали владением императорской фамилии. Здесь, на площади 106 гектаров, решено было создать летнюю дачу младшего сына Николая I—Михаила, в честь которого она и получила название.

В 1852—1862 годах по проектам А. Штакеншнейдера, И. Шарлеманя и Г. Боссе были построены дворец, оранжерея, дом садовника, кухонный, конюшенный и кавалерский корпуса. Самое впечатляющее здание ансамбля—дворец, созданный архитектором Г. Боссе. Он состоит из двух объемов—большого и малого корпусов, соединенных галереей. Асимметричность плана дворца, удачно связанного с природным окружением, разнообразные эркеры, террасы, чугунные балконы придают зданию живописность. Интересно решены террасы, лестницы с площадками, связывающие дворец с парком, особенно со стороны моря. В отделке фасадов и интерьеров дворца широко применены естественный камень, мрамор, чугунное литье, терракота, искусственный мрамор, лепка, мозаика. Декор остальных сооружений ансамбля в различной степени перекликается с декором дворцового здания, что подчеркивает единство замысла.

 

Собственная дача, название которой определила ее принадлежность “царствующему лицу”, находится тремя километрами западнее Верхнего сада. Как и в остальных приморских ансамблях, главенствующее положение в композиции Собственной дачи занимает дворец, расположенный на естественном береговом уступе. Перед его северным, морским фасадом находится склон с террасами. Широкая лестница ведет вниз, к характерному для парков первой половины XVIII века большому прямоугольному пруду с откосными одернованными берегами. На пустовавшем в петровское время месте Собственной дачи после 1727 года и до начала 1730-х годов находилась приморская мыза князя Алексея Долгорукого с каменным двухэтажным домом, построенным, возможно, архитектором О. Трезини.

В 1733—1736 годах мызой владел знаменитый публицист и оратор Феофан Прокопович, построивший по сторонам пруда деревянные здания семинарии. Пять лет спустя мыза была “пожалована” цесаревне Елизавете Петровне. Когда она взошла на престол, Собственная дача стала пользоваться особым вниманием. Фасадам и интерьерам старого господского дома придали дворцовый характер, рядом с ним построили большой деревянный дворец и мосты через глубокий овраг, а на соседней возвышенности возвели деревянную Владимирскую церковь. После смерти Елизаветы Собственная дача пустовала. В 1798—1801 годах деревянный дворец разобрали, а остальные строения и парк благоустроили.

В 1843 году дача стала владением великого князя Александра Николаевича, будущего Александра II. За семь лет по проекту Штакеншнейдера старый дом был* превращен в миниатюрный двухэтажный дворец с мансардой в стиле французского рококо, декорированный с изысканной роскошью. Здание отличалось многообразием декоративной отделки, ценностью примененных материалов. В 1858 году Штакеншнейдер построил на месте деревянной церкви каменную. Скульптурный декор для нее выполнил И. П. Витали, повторив в уменьшенном масштабе двенадцать фигур ангелов, исполненных ранее для Исаакиевского собора. Парк Собственной дачи, несколько измененный Штакеншнейдером, в основном сохранил черты планировки XVIII века. После Великой Октябрьской социалистической революции Собственная дача была превращена в музей.

(Сейчас, к сожалению, это чудо дворцового зодчества превращено владельцами в бомжатник.) Прим ред.

 

Собственная дача граничит с дворцово-парковым ансамблем Сергиевка, названным по имени одного из вельможных владельцев. Резкий перепад рельефа, два глубоких оврага, прорезающих парк с севера на юг, извилистые живописные пруды, сохранившиеся вековые деревья и морские пейзажи—все это делает Сергиевку одним из интересных памятников ландшафтной архитектуры. Композиция Сергиевской дачи, восходящей к первой половине XVIII века, родственна всем приморским ансамблям Петергофской дороги. Дворец поставлен на гребне берегового уступа и обращен к морю.

В начале XVIII века мыза Сергиевка принадлежала одному из приближенных Петра I—А. И. Румянцеву, от которого перешла к его сыну—фельдмаршалу П. А. Румянцеву-Задунайскому. Румянцевы продали мызу в 1822 году Нарышкиным. Вельможные владельцы создали великолепный парк со множеством построек. По распоряжению Николая I “Нарышкинская дача” была приобретена для его дочери Марии Николаевны, вышедшей замуж за герцога Лейхтенбергского, и стала называться имением Лейхтенбергских.

Архитектор Штакеншнейдер, которому поручили создать строения нового великокняжеского имения, в 1839—1842 годах возвел в парке двухэтажный дворец, использовав мотивы и декоративные приемы древнеримских загородных вилл. Гармонично связанное с рельефом, пластичное по объему благодаря различным портикам, эркерам, выступам, здание господствует над парком. Помимо Кухонного и Гофмейстерского корпусов Штакеншнейдер построил в 1845—1846 годах небольшую облицованную мрамором Капеллу. В середине XIX века в пейзаж парка Сергиевки включили вырубленные из гранитных валунов скамьи и скульптуры.

 

   


Сайт управляется системой uCoz