Музеи России - Museums of Russia - WWW.MUSEUM.RU

KMindex Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Яндекс цитирования

Герб Петергофа

 

Петергоф - Петродворец

На главную страницу Петергоф туристический Страницы истории Фотогалерея Гостевая книга Погода на неделю
         
   

                 Морской канал и Аллея фонтанов

   
         
   

Морская аллеяБольшой каскад связан с морем сверкающей лентой Морского (Большого, Самсоновского) канала шириной 12 метров. Он начинается от ковша Большого каскада и, пройдя через парк, выступает, огражденный дамбами, далеко в залив, где находится гавань. Садовая часть канала облицована гранитом и окаймлена по крав светлым плитным камнем. Из гранита сложены изогнутые скобами стены шлюза и вблизи от него—лестниць с пристанью для шлюпок.

По сторонам Морского канала, на зеленых каймах газонов, 22 плоские чаши. Над ними поднимаются четырехметровые струи, напоминающие тонкие стволы сказочных хрустальных деревьев. Это сходство определило название—Аллея фонтанов. Из чаш вода по скрытым трубам проводится к золоченым маскаронам, при крепленным к гранитным пилонам, и дугой, отраженной в зеркале воды, ниспадает в канал.

Петровскую идею декоративного и судоходного кана ла в центре парка воплощали архитекторы Леблон Браунштейн, Микетти, Трезини, Земцов, гидравлик Туволков в 1714—1724 годах. В течение последующих де сяти лет легкие суда, входя через шлюз, по сторонам, которого стояли полукружные колоннады, проходили в ковш, который служил гаванью.

Фонтанное обрамление морского въезда в резиденцию создано в 1722 году по проекту Микетти и Земцова. Взяв за основу французские гравюры С. Леклера, которые ему рекомендовал Петр, Земцов выполнил и рисунки трельяжной ограды по сторонам аллеи, идущей вдоль канала. В двадцати двух нишах ограды установили бассейны из туфа. В четырех бассейнах, в покрытых свинцом чашах на точеных ножках, поместили миниатюрные скульптурные группы, выполненные Н. Пино на сюжеты басен (“фабол”) древнегреческого поэта Эзопа: “Две змеи”, “Гора и мышь”, “Змей, грызущий наковальню”, “Курица и коршун”. Сюжеты “фабольных” скульптурных групп толковались как моральные назидания или сатира на врагов России. В остальных восемнадцати чашах били небольшие водометы. По своему местоположению в нишах они получили название Нишельных.

В 1735 году, когда установили “Самсона”, Земцов из ниш передвинул фонтаны через аллею к самому каналу, сделав новые бассейны из пудостского камня, напоминающие плоские садовые вазы с ручками. В бассейнах по-прежнему установили точеные чаши, в которых теперь действовали миниатюрные многоструйные фонтанчики—в виде пирамидки, снопика, каждый “разным манером”. Вода из бассейнов по подземным трубам изливалась в канал через свинцовые золоченые маскароны, отлитые по модели Б.-К. Растрелли. В 1860 году по чертежам А. Штакеншнейдера мастера Петергофской гранильной фабрики выточили четырнадцать круглых мраморных бассейнов. Вместе с восьмью сохранившимися бассейнами из пудостского камня они образовали существующее поныне оформление Аллеи фонтанов. При замене бассейнов вазы были сняты, невысокие фигурные фонтанчики уступили место одноструйным водометам, удачно подчеркивающим глубину перспективы, замкнутой Большим каскадом.

Кирпичную кладку шлюза, существовавшую с петровского времени, в 1770 году по проекту Ю. Фельтена С. Волкова и П. Патона заменили блоками тесаноп красного гранита. Так началось постепенное создание его гранитной одежды. В 1838 году устроили гранитные банкет у основания береговых откосов в морской часть канала и лестницы у шлюза. В 1853—1860 годах А. Штакеншнейдер и Н. Бенуа облицевали гранитом Самсоневский ковш и сделали четырнадцать пилонов из гра нита от ковша до Марлинского моста. Столетие спустя при реставрации садовой части канала его стены полностью закрыли гранитными плитами. Гранитная облицовка еще более подчеркивала монументальность канала, его значение как главной композиционной оси всего ансамбля.

 
   



Сайт управляется системой uCoz