|
|
В рамках продвижения странички, приглашаются к сотрудничеству все заинтересованные лица и организации. Мы будем рады любым предложениям, материалам и мыслям по данной теме.
На главную страницу | Наш E-mail: win-petergof@yandex.ru |
Петергоф туристический | Гостевая книга |
Оглавление |
Богатый творческий опыт Султанова воплотился в постройке придворного собора в Петергофе. Сам Николай Владимирович писал: "Основными мотивами для фасада послужили формы русских церквей XVI - XVII века рассеянных во множестве в центральных русских областях и отличающихся в Москве и Ярославле особенным богатством и красотою форм".
Н. В. Султанов мечтал возродить допетровское церковное зодчество. Тогда храмы возводились из кирпича, хотя белокаменные церкви строились и в XVI веке. "Шатровое покрытие - оригинальная форма русского зодчества. Северные леса, красавица ель подсказали это открытие в деревянной, а потом в каменной архитектуре." Уже о середины XVI века каменное многоцветье и керамическое узорочье манило и захватывало воображение
архитекторов. Поливные изразцы в нишах, подобно драгоценным камням, радовали взор. Нарядные крыльца с богатым каменным декором были удачей архитекторов прошлого. Мастера того времени были поклонниками "живописности и цветности". Они использовали белый камень, золотое многокуполье, узорчатые коньки, шатровые навершия, растительные узоры в интерьере. Н. В. Султанов выбрал шатровую форму храма. Она позволяла достичь пирамидального строения. Многие детали собора напоминают детали московских и подмосковных церквей. Фасад собора облицован красным и отделан жёлтым кирпичом. Его форма проста на плоскостях и сложна на выступах, тягах и карнизах. Фасады декорированы многоцветными изразцами, установленных в нишах. Полихромные изразцы изготавливались по рисункам Н. В. Султанова на Петербургском гончарном заводе М. В. Харламова. Колонки, шишечки, серьги и другие украшения выполнены из серого песчаника скульптором К. О. Гвиди. Цветовую гамму собора дополняют вызолоченные медные главки зелёных шатров, кресты ажурной работы, подзоры, коньки изготовленные в Москве на металлическом и ламповом заведениях П. П. Чумакова. На фасаде помещены образа, композиция которых составлена Н. В. Султановым, а утверждена протоиереем Иоанном Янышевым. Это образа святых, связанных со знаменательными датами императорской семьи, а также образа святых подвижников, прославленных в конце XIX - начале XX века и образа святых Русского Севера. Три абсиды восточного фасада украшены колончатыми аркатурами по типу ранней архитектуры церквей Владимира и Новгорода.Войти в собор можно с удивительно красивого крыльца северной стороны. Не менее красиво оформлены южное и два западных крыльца, завершающихся щипцами. Так строили русские избы. По традиции вход в храм делается с запада. Однако колокольница и часовня храма также смотрят на запад. Поэтому устроили два входа: с северо-запада и юго-запада. Часовня служит примером не только церковного, но и светского зодчества. Она пристроена к фасаду, внутри бесстолпная, сводчатая. Очень красив портал с кокошниками и главой-луковицей. Часовня не отапливается. Раньше двери её были всегда открыты зимой и летом для пользы нуждающегося в молитве. Сюда мог зайти и помолиться, поставить свечку любой прихожанин в то время, когда храм был закрыт. Пол в часовне ниже уровня пола в соборе на одну ступеньку, но выше на одну ступеньку входа с улицы. Если внимательно посмотреть на часовню, то
можно увидеть сходство с московской "церковкой" XVI века. В часовне под полом было захоронение Д. Ф. Трепова и его жены. Дмитрий Фёдорович Трепов (1855 - 1906 г.г.) пользовался неограниченным доверием императора. С января 1905 года он петербургский генерал-губернатор с диктаторскими полномочиями. Во время октябрьской всеобщей забастовки 1905 года он издал приказ: "Холостых залпов не давать, патронов не жалеть". На Д. Ф. Трепова готовилось покушение в Петергофе, но он скоропостижно скончался 2 сентября 1906 года от сердечного приступа. Погребение в часовне было знаком особого отношения императора к нему. Так часовня потеряла задуманное назначение и превратилась в семейный склеп: Сюда в 1915 году была подхоронена жена генерала, Софья Сергеевна Трепова. Доступ в часовню стал ограниченным.В 1995 году В.А. Гущин нашёл документы в Государственном Историческом архиве об этом захоронении. В мае того же года в присутствии директора Государственного музея-заповедника Петергоф; почётного гражданина города с 1996 года В. В. Знаменова, краеведа В. А. Гущина, служителей церкви и представителей милиции состоялось вскрытие склепа Треповых. Кроме мусора и гнилых досок в склепе ничего не нашли. За часовней, не
нарушая пирамидальной формы собора, возвышается колокольница, по виду напоминающая терем. Аркада и шатровая крыша делают её нарядной. В древнем зодчестве колокольни были разнообразны по форме и размерам. Часто их ставили отдельно от храма, были они выше или ниже его. Однако выше средней главы храма колокольни чаще всего не строили. Высокие колокольни появились позже. Считается, что центральная глава знаменует собой духовную силу Иисуса Христа и должна быть выше всех. Н. В. Султанов это учёл, создав не высокую, а широкую с аркадами колокольницу. Такой тип колоколен существовал ранее на Руси. Колокольница в Петергофе в три пролёта "по лицу" и в два по бокам. Это позволило разместить большой набор различных колоколов, и в то же время колокольня создаёт впечатление пирамидальное. Все старые, дореволюционные, колокола не сохранились. В 1990 году первый набор колоколов собору подарила церковная община Мариенбурга, что под Гатчиной. Вскоре наш земляк, бывший директор Пушкинского заповедника на Псковщине, почётный гражданин Петергофа С. С. Гейченко (14 февраля 1903 г. -3 августа 1993 г.) подарил собору колокол-дискант. Это был его дар городу, где Гейченко родился и работал в юности до своего ухода на Отечественную войну. В 1991 году свою помощь в возрождении голоса петергофского собора предложили немецкие друзья из Аахена. Супруги Бахман купили стальные колокола на знаменитом колокольном заводе Аахена. В 1993 году эти колокола прибыли в Петергоф. Самый большой из них - баритон весит 1750 кг. На нём отлита надпись: "Все короли мира будут молиться ему". Второй колокол — тенор, на нём надпись: "Святой архангел Михаил помоги нам в бою". Его вес 1100 кг. Третий колокол - альт, имеет надпись: "Святая Мария проси за нас грешных в наш смертный час теперь в Мариин год". Вес его - 900 кг. Голоса колоколов подобраны по звукам песни "Дубинушка". Жители Петергофа почти ежедневно слышат звуки этих колоколов. Для естественного освещения собора сделаны "слухи" - световые окна. "Слухи" главного шатра кроме освещения храма позволяют увидеть замечательную панораму окрестностей Петергофа. Также прекрасно видны Красное село, Кронштадт и Петербург с высоты собора в 70 метров. Н. В. Султанов прочил собору роль второго Исаакиевского собора. Внутри собора он также устроил винтовую лестницу. Она не оканчивается у хоров, а идёт выше в шатёр малой главы, затем из слухового окна выходит наружу. По мосткам можно обойти собор на уровне глав, а по наружной лестнице подняться ещё выше, в шатёр главного купола. Можно также побывать в остальных главах собора, не поднимаясь в главный шатёр. Это удобно для освещения, обозрения и проведения ремонтных работ. Обзорную площадку Н. В. Султанов решил сделать доступной для всех желающих. Зелёный тон изразцов и шатров, золото главок и коньков на колокольнице, серовато-белый цвет песчаника, светло-жёлтый цвет отделки на фоне красного кирпича придают зданию живописный вид. Пропорции храма гармоничны.