|
![]() |
|
|
|
|
![]() |
В рамках продвижения странички, приглашаются к сотрудничеству все заинтересованные лица и организации. Мы будем рады любым предложениям, материалам и мыслям по данной теме.
На главную страницу | Наш E-mail: win-petergof@yandex.ru |
Петергоф туристический | Гостевая книга |
Оглавление |
Внешне собор величав, но внутри скромен по объёму. При входе поражает большая круговая галерея. Тёплая и высокая, она идёт по периметру здания, огибая помещения за алтарём. Предназначена галерея для крестных ходов в ненастное время. Николай Владимирович Султанов отмечал, что: ".. .в закрытой галерее Крестные ходы могут совершаться с должным благоговением и без всякого вреда для здоровья их участников"... "Затем в светлую заутреню прихожанам нужно приносить для освящения куличи и пасхи, за неимением места в самом храме им приходится ставить все эти брашна прямо на тротуар, нередко в грязь, если погода ненастная; всякий из нас видел подобную картину около
старой церкви в Пасхальную ночь. Духовенству надо проходить длинными рядами установленных блюд для их освящения, если принять во внимание, что духовенство проходит в ризах с обнажённою головою, только что покинув донельзя нагретый свечами и многолюдством храм, то нет ничего удивительного, что при этих условиях можно простудиться". Забота зодчего о людях проявляется во всём. Рядом с алтарём устроены особые помещения для " жертвенника и ризницы, при выходе имелось два тёплых помещения для верхней одежды. В храме не было сквозняков, так как при выходе на улицу построены тёплые сени. В северо-восточном углу церкви расположена исповедальня с двумя дверьми. Исповедовавшийся имел возможность выйти не в храм, а в галерею, где никто не заметит его состояния, не увидит его взволнованного лица. Для отпевания усопших предусмотрено особое помещение, иногда для этого использовалась часовня. Для духовенства есть отдельный вход в ризницу, где хранилась церковная утварь, книги, облачения священнослужителей. Большое пространство занимают лестницы, ведущие в Малые церкви (приделы Александра Невского и Преподобной Ксении). Храмовая церковная утварь и богослужебные предметы были подлинными произведениями искусства.Сам архитектор говорил: "Храм не должен быть заурядным произведением... не должен наполняться рыночными произведениями, а должен быть снабжён такой утварью, которая будет исполнена лучшими мастерами и исключительно для одного храма". Н. В. Султанов сам написал акварели для каждого предмета утвари. Уже в 1902 году комиссия при Петергофском Дворцовом управлении предложила известным ювелирным мастерам подготовить сметы. Выбор пал на фирмы Хлебникова, Оловянникова и Овчинникова. Фабрикант серебряных и золотых изделий М. П. Овчинников получил заказ на изготовление изделий для главного алтаря, а товарищество И. П. Хлебникова - на изготовление утвари для малых алтарей и паникадила.
Кресты в старину бывали двух типов: 1) простые (гладкие) и 2) узорчатые. Первые представляют более древнюю форму, вторые - более позднюю. Гладкие кресты подходят ближе к первоначальной римской форме, которая была "Т-образная", то есть состояла из стойки и перекладины (см. крест боковых входов собора и образа на колокольнице). Но русские кузнецы желали украсить концы креста и главное перекрестье маленькими добавочными крестиками.
Такие кресты сохранились над входом в Боровицкую башню московского кремля. Но
духовенство было против добавочных крестиков и они были
запрещены в XVI веке Стоглавым Соборам. Тогда наши мастера направили свою
фантазию в чисто орнаментальную сторону и создали роскошные образцы узорчатых
крестов, которые можно . увидеть уже в XVII веке на храмах в Москве, Ярославле и
других древних городах. Мастера кузнецы начали украшать концы крестов особыми
завитками, середину лучами со звездой, а низ креста, над луной, богатым
разветвлённым орнаментом. Стойки и перекрестья таких крестов заполнялись
прорезью, а кресты золотились посредством огня. По этим древним образцам были
сделаны главные кресты Петергофского собора: для средней главы, для малых глав,
для колокольни и для западных входов. Узорчатые кресты Петергофского собора
являлись чудесными образцами прикладного искусства, сделанные талантливыми
русскими мастерами-кузнецами. К сожалению, первоначальные кресты не сохранились
и в 1980 году по старым чертежам были изготовлены новые.
Большую работу выполнила золотошвейная мастерская М. Щадрина. Мебель в древнерусском стиле изготовил А. Ф. Шмунк: столик к престолу, табуреты в алтарь, складные аналои, шкаф для книг на клиросе, футляр и гробница для плащаницы, вешалки, складные лестницы.
Эскизы росписи храма и крестов были сделаны Н. В. Султановым, они не
сохранились. Иконостас уникален. Он многоярусный и облицован
голубовато-дымчатыми полихромными изразцами. Его цвет никогда не поблекнет. Ещё
в XVI веке изразцы применялись для облицовки фасадов и интерьеров. Забытое
искусство сумел возродить Николай Владимирович Султанов. Для него эти работы
выполнил художник М. В. Харламов, имевший в Петербурге гончарное заведение.
Необычны царские врата: они широкие, с низкими створками, что позволяет видеть
алтарь. Над ними большая арка. В алтарной абсиде находится изображение Божией
Матери-Оранты. Обычно икона изображает Богоматерь-Оранту с воздетыми к небу
руками (от греческого "ора" -"молюсь").
При распределении религиозных сюжетов
соблюдали старорусский приём, завещанный ещё Византией. В иконостасе образа
размещены на четырёх ярусах, а если считать во втором ярусе каждый ряд
самостоятельным, то на пяти. В куполе - образ Христа Вседержителя. На парусах
-четыре фигуры Евангелистов. Стенопись также очень богата. Как она выглядела по
замыслу архитектора, а также описание главного иконостаса, изложено в книгах
зодчего о петергофском соборе. Основной объём монументальной живописи