|
|
В рамках продвижения странички, приглашаются к сотрудничеству все заинтересованные лица и организации. Мы будем рады любым предложениям, материалам и мыслям по данной теме.
На главную страницу | Наш E-mail: win-petergof@yandex.ru |
Петергоф туристический | Гостевая книга |
Оглавление |
Рассказ о том, как возникла мысль о восстановлении собора, можно почерпнуть из воспоминаний В. П. Костина. Он рассказал, как в конце 1960-х годов на местный хозяйственный актив прибыл заместитель председателя Ленгорисполкома Михаил Дмитриевич Филонов. В перерыве заседания, сидя у окна и глядя на собор, он сказал: "Да, несмотря ни на что, это красивейшее сооружение. А помнится, и мне, служа в войну в Кронштадте, приходилось вести по нему огонь, чтобы выкурить вражеских корректировщиков". "Что ж, разрушали, так помогите восстановить сейчас", - предложил собеседник. "Да, восстановить надо", - отвечал Филонов. Вот с такого разговора и началась работа по возрождению собора Петра и Павла. Именно благодаря руководству районного и городского Исполкомов было принято решение о реставрации, отпущены средства, дорогие и дефицитные материалы. Тогда же Государственная Инспекция по охране памятников выдала задание на восстановление. В начале 1970-х годов начали возводить строительные леса. Они были сложной конфигурации. Приступили к обмеру памятника. Жители города помнят как долго велась эта сложная работа. Со стороны казалось, что ничего не делается, а в это время
измеряли и вычисляли объём работ. Восстановлением собора руководил заслуженный архитектор России Евгений Павлович Севастьянов. 18 лет своей жизни он отдал делу восстановления собора, а также другим работам в Петергофе. Под его руководством трудилась творческая группа СНПО "Реставратор". Родился Евгений Павлович в Петергофе. С детства видел город во всей его красе. Крестили его в соборе Михаила Архангела в Ораниенбауме, там же и отпели. Подростком стал Евгений Павлович юнгой Балтийского флота, воевал на Ораниенбаумском пятачке. После многих лет службы стал архитектором. В 1955 году пришёл в Ленинградские реставрационные мастерские, ставшие позднее объединением "Реставратор". Здесь и трудился Севастьянов сначала инженером-конструктором, а потом -архитектором.В 1950-х годах он участвовал в реставрации шпиля Адмиралтейства. Совместно с Евгенией Владимировной Казанской (26 января 1915 - 11 ноября 1996 г.г.) он вёл реставрацию Большого Петергофского дворца (в 1995 году Казанская за свои работы по возрождению города получила звание Почётного гражданина Петергофа). Севастьянов выполнил расчёты конструкций парадной лестницы Растрелли. Занимался он и реставрацией Екатерининского корпуса Монплезира и его галереи. Совместно с архитектором М. М. Плотниковым в это же время он работал над возрождением усадьбы "Знаменка". Также принимал участие в работах по восстановлению церкви Святого Александра Невского (капеллы в Александрии), выполнил проект нового купольного завершения со шпилем и флюгером над зданием бывшего Петергофского правления, где одно время размещалась Крестовоздвиженская церковь. Став пенсионером Севастьянов ушёл из реставрационных мастерских. Работая простым рабочим, Евгений Павлович продолжал главное дело своей жизни - возрождение собора Петра и Павла. Скончался Е. П. Севастьянов 10 июня 1991 года. Первые чертежи для реставрации собора уже были готовы к 1974 году. Работы первоначально вели сверху на высоте 66 метров. Крестов ещё не было, так что это была нулевая отметка высоты. Толчком к более интенсивным работам были Олимпийские игры 1980 года. Тогда частично сняли леса, и верхняя часть собора засияла своей первозданной красотой. Самые большие восстановительные работы велись на западном фасаде, сильно пострадавшем от обстрелов. Тратить средства приходилось экономно.
К Олимпиаде-80 заблестели позолотой пять главных маковок с крестами. Тяжёлые и сложные по рисунку кресты
собора изготовили в мастерских СНПО "Реставратор". Главный крест весит 400 килограммов. В начале июня 1980 иода с помощью вертолёта были подняты латунные вызолоченные кресты и с ювелирной точностью поставлены на прежние места. За их установкой наблюдали все жители Петергофа. Через несколько лет убрали остатки лесов. Любуясь сегодня собором, мы едва ли найдём те раны, что ему нанесла война. Когда начались работы по реставрации, никто не думал, что собор будет возвращён церкви. Высказывались разные мнения: 1) что здесь будет краеведческий музей, 2) что в нём будет музей реставрации, и 3) что в соборе будет работать концертный зал. Евгений Павлович Севастьянов мечтал о передаче собора законным хозяевам. И для этого пошёл на грех обмана: заявил, "что концертный зал здесь не создать, поскольку акустика плохая, что-то, видно не учёл Султанов в своём проекте века". Власти на эту удочку клюнули. Проверить же помещение с приборами никто не удосужился, поверили архитектору. Однако интерьеры храма продолжали разрушаться. Так как окна не были застеклены, то погибал майоликовый иконостас. Храм не охранялся, и потому исчезли мраморные иконостасы приделов. В 1988 году Православная церковь отмечала тысячелетие крещения Руси. Начались ходатайства о возвращении собора Митрополии. В марте 1989 года Е. П. Севастьянов написал следующее обращение: "Я, как автор проекта реставрации собора Святых Петра и Павла, расположенного в Петродворце, считаю необходимым передачу его в ведение церкви и как можно быстрее (в интерьере гибнут уникальный иконостас и настенная живопись). Реставрация выполнена на 95%. Работа прекращена из-за отсутствия финансирования. Местные жители и туристы, приезжающие в наш город, интересуются, когда же собор будет действовать? На что мы не можем дать надлежащего ответа". Архитектор СНПО "Реставратор" Севастьянов. 15.03.89. И в конце 1989 года собор возвратили верующим. Специалисты СНПО "Реставратор" передали здание церкви, воссоздав фасады практически полностью. Е. П. Севастьянов воспроизвёл в эскизах рисунки Н. В. Султанова. По этим эскизам мастера Высшего Художественного училища имени В. П. Мухиной изготовили около 700 изразцов более 40 видов. Началось восстановление интерьеров. Эти вопросы уже решали новые хозяева собора -Ленинградское Епархиальное Управление.Первые богослужения прошли под открытым небом, храм не мог принять своих прихожан.
Трудно переоценить ту помощь, которую жители Петергофа оказали возрождению собора. На очистке собора работали не только верующие. Одновременно шли добровольные пожертвования.
Назову только творческую группу СНПО "Реставратор", куда входили: старший архитектор В. Полищук, технические архитекторы Л. Быкова, Г. Михайлова, И. Суворов, техник Э. Андриевская и другие специалисты. Курировали здание главный архитектор Марк Колотов и инспектор ГИОП Татьяна Вадимовна Прохорова.
Хочется сказать о почине жителей Петергофа в написании иконы новомученицы Елизаветы. Эту идею предложил директор Петергофского Музея-заповедника В. В. Знаменов. Город горячо откликнулся. Были собраны средства. Икона писана в Духовной Академии, вставлена в старинный киот, украшенный великолепной резьбой, -подарок ректора Духовной Академии О. В. Сорокина. Внизу иконы табличка: "Дар города и работников Часового завода: 12 июля 1992 года".
Оценивать все работы не является задачей этой книги. Пусть специалисты скажут своё слово.
Сегодня в храме мы можем увидеть имена и фамилии всех, кто поддерживает до сего дня материальную жизнь собора. Возвращена церкви и церковно-приходская школа. Растёт число прихожан. И каждый житель Петергофа, независимо от его отношения к религии, гордится, любуется собором, с искренним волнением заходит туда.
Н. В. Султанов создал образ, обладающий необыкновенной силой. Этот великолепный памятник церковного зодчества, в котором всё, начиная от архитектурного решения и убранства интерьеров до богослужебной утвари и облачений, было выдержано в едином стилистическом ключе.
Это была лебединая песня зодчего. Постройкой храма завершил свой творческий путь видный представитель архитектуры XX века - Николай Владимирович Султанов.
Послесловие.
13 июля 2003 г. в Митрополичьем корпусе Александра-Невской лавры состоялось награждение клириков и сотрудников Санкт-Петербургской епархии юбилейной медалью "В память 300-летия Санкт-Петербурга". По поручению администрации президента России губернатор Санкт-Петербурга В. А. Яковлев наградил памятной медалью
Благочинного Петергофского округа, настоятеля собора Святых Первоверховных Апостолов Петра и Павла г. Петергофа протоирея Александра Васильевича Кудряшова. 19 января 1990 г., после 55 лет молчания, состоялось первое богослужение в храме при большом стечении народа. А 5 октября 2003 г. в Белом зале Большого Петергофского дворца состоялся необыкновенный концерт классической музыки под названием "Дар". Так было отмечено 10-летие того дня, когда на звоннице собора Петра и Павла зазвучали три самых главных, басовых колокола.Эти колокола подарил собору музыкант-виолончелист, преподаватель музыки из города Аахена Дитрих Бахман. В концерте кроме российских исполнителей участвовал и господин Бахман.