|
|
|
С востока к Нижнему парку примыкает отделенный от него каменной
стеной старинный парк Александрия. |
||||
Коттедж,
Кухонный корпус, Фермерский дворец и Капелла. Остальные крупные здания расположены у восточной границы Александрии, вблизи Ленинградского шоссе. Здесь построена Готическая караулка с въездными воротами, здания Новой фермы и телеграфной станции. У самого залива, в северо-восточном углу парка, находился ансамбль зданий Нижнего дворца. |
Центральной композиционной осью парка служит Никольская аллея, прямолинейно пересекающая его с запада на восток—от одноименных ворот в каменной стене до Большого пруда, где она вливается в скрещение нескольких аллей и, огибая пруд, выходит к восточной границе парка. Никольская аллея делит парк на северную и южную части—прибрежную и нагорную. Остальные дороги Александрии—извилистые, характерные для пейзажного паркостроения. Помимо Никольской аллеи в направлении с запада на восток территорию Александрии пересекают еще четыре дороги. Они соединяют входы в парк и архитектурные сооружения. Система дорог, направленных с запада на восток, пересекается тремя идущими к морю. Основные дороги и аллеи проложены с тонким расчетом, позволяющим рассматривать пейзаж Александрии с наиболее эффектных точек обзора, дающих иллюзию обширного пространства, протяженности и многообразия природного окружения. Планировка Александрии в этом смысле отмечена большой художественной логичностью и содержательностью. Она зрительно увеличивает сравнительно небольшую территорию и вместе с тем делает ее уютной. Большую роль в композиции Александрии играет компоновка насаждений. Основной прием, который использован здесь,—это чередование сгущенных посадок, главным образом дубов, и зеленых полян-лужаек. Отличительная особенность Александрии—разнообразие зеленых насаждений. Здесь соседствуют дубы, липы, березы, клены, тополя, ясени, вербы. Сохранились экземпляры и экзотических, привозных пород. Водоемы занимают в пейзаже Александрии подчиненное место. Природный овраг, перегороженный плотиной, был превращен в проток с водопадом, бегущий по гранитным валунам. Большой пруд включен в панораму пейзажа перед северным фасадом дворца Коттедж. Особый художественный колорит привносит в пейзаж Александрии море. Не только расположение дорог и аллей, но и группировка деревьев и кустарников ориентированы на включение морского пространства в ту или иную картину. На протяжении ряда лет Александрия обогащалась различными декоративными элементами—скульптурами, беседками, садовыми павильонами, караулками. По парку вдоль аллей были поставлены скамьи, а вблизи Коттеджа стояли “готические диваны” с высокими спинками сложного рисунка. Дорога от Коттеджа до чугунных ворот окаймлялась литыми столбиками, окрашенными масляной краской. В 1828 году по распоряжению Николая I в Александрию привезли трофеи русско-турецкой войны—две легкие медные пушки. Их поставили по сторонам у ворот на специально выточенных лафетах. Эти пушки служили своеобразным декором, подчеркивая “воинскую доблесть” владельца резиденции. В 1835 году по рисунку И. Шарлеманя изготовили чугунный готический павильон—навес для колодца—ценный образец высокого искусства русского художественного литья. По чертежам Менеласа у въезда в Александрию построили павильон—Готическую караулку—со стрельчатыми окнами, многогранными башенками, зубчатым парапетом и металлическими воротами по сторонам. Более ста лет украшением парка служил трехпролетный Руинный мост, также созданный Менеласом. Вблизи этого моста в то время сохранялись руины бывшего меншиковского дворца “Монкураж”, отчего мост получил название Руинного. Опоры и арки моста были облицованы грубо обработанными гранитными валунами и плитами. В стенах опор, примыкавших к откосам оврага, виднелись тяжелые, окованные железом двери и мрачные амбразуры с решетками. Стволы берез, положенные на гранитные глыбы, служили перилами моста. После войны от Руинного моста уцелели восточный устой и два постамента с гигантскими вазами, вырубленными из пудостского камня С. Копыловым. Вблизи дороги, ведущей от Капеллы к Коттеджу, расположен Фермерский дворец. Обширное двухэтажное здание с мансардой, сложное в плане, состоит как бы из нескольких примыкающих друг к другу строений с большими окнами, эркерами и чугунными балконами. Скромный домик-павильон фермы, построенный Менеласом “в сельском вкусе”—с крышей, окрашенной под цвет соломы, и террасой с навесом на колоннах, обвитых берестой и зелеными гирляндами,—превратился в дворец. Все работы по расширению павильона и превращению его в летний дом цесаревича, а потом дворец императора Александра II вел с 1838 года по 1859 год архитектор Штакеншнейдер. Архитектор не стремился создать величественное дворцовое здание, а направил свое мастерство на достижение максимальных удобств для проживания высокопоставленных владельцев. Штакеншнейдер сохранил в дворце “сельские” черты первоначальной постройки—железную крышу, окрашенную под солому, столбы навесов и балконов, обвитых берестой. В облике фасадов и декоре 43 основных интерьеров Фермерского дворца прослеживаются готические мотивы, общие для всех построек Александрии. Готическая орнаментика использована в резьбе деревянных деталей, лепке потолков, чугунных ограждениях балконов и лестниц. В ансамбле парка Александрия сохранился ряд ценных памятников архитектуры середины XIX века. Это прежде всего построенные по проекту Штакеншнейдера в 1840—1850-х годах новые здания Кухонного корпуса, Коттеджа, Константиновский домик, Новая ферма и здание телеграфной станции. В облике всех этих построек в разной степени применены элементы готики. Последнее крупное дворцовое здание Александрии — четырехэтажный Нижний, или Новый, дворец Николая II, называвшийся чаще Нижней дачей. Первоначально, в 1883 году, по проекту архитектора А. Томишко была возведена дача с башней. В 1895—1896 годах тот же архитектор расширил ее, превратив в нарядный дворец. Возле дворца на самом берегу залива архитектор расположил выдержанную в едином стиле группу служебных построек, создав небольшой дворцово-парковый ансамбль. Нижняя дача была разрушена в годы войны. От нее остались лишь парадные ворота с караульным домом и фундаменты. |
||||