|
|
|
Западный, Марлинский ансамбль Нижнего парка создавался как царское загородное поместье, в котором сочетались утилитарность и художественность, хозяйственная рачительность и парадность. Не случайно в XVIII веке планы Марли использовались как “образцовые” при устройстве усадеб.
Название западной части Нижнего парка, дворца и каскада—Марли, Марлинский—восходит к наименованию резиденции французского короля Людовика XIV— Марли ле Руа, находившейся в 25 километрах от Парижа, на реке Сене. Во время посещения Франции в 1717 году Петр I несколько дней провел в Марли, делал зарисовки фонтанных сооружений и позже хотел повторить их в Петергофе. Но он прежде всего стремился не копировать, а взять главное — идею, принцип решения, поэтому петергофский Марли является самостоятельным художественным произведением. Его связь с прототипом — лишь в одинаковости названий и перекличке композиционных элементов.
Марлинский ансамбль представляет собой систему садов и боскетов, каждый из которых имеет художественную самостоятельность. Архитектурная доминанта ансамбля— дворец Марли расположен почти у самой западной границы парка, на перемычке между Секторальными прудами и Большим Марлинским прудом. Эти пруды — своеобразный водяной сад — являются средним звеном планировки. На северной стороне Марлинского пруда разбит сад Венеры, на южной—сад Бахуса.
Одной из отличительных черт Марлинского ансамбля было множество разнообразных трельяжных галерей, беседок, павильонов, ниш и оград. Главная видовая точка на Марлинский дворец расположена на восточном берегу Большого пруда, там, где сходятся лучи трех аллей. В его прямоугольном зеркале, окаймленном гранитной рамой, отражается восточный фасад двухэтажного миниатюрного дворца Марли, словно повисшего над водой. В четырех Секторальных прудах, разделенных тремя радиусами—арочными мостами длиной 30 метров каждый,—отражается западный фасад.
В наше время Марлинские пруды только величественный декоративный мотив, характерный для парков регулярного стиля. Но в XVIII—XIX веках они являлись гигантскими аквариумами под открытым небом, где содержали рыбу для царского стола, выловленную в Балтийском море, а также доставленную из разных мест России. Летом 1724 года Петр распорядился “в малые пруды насадить рыбы, а именно: плотвы, окуней, язей, и сделать колокольчик и подвесить у палат и приучить ее звоном хлеб есть”. С тех пор в течение почти двухсот лет соблюдалась эта традиция. Рыба шла, привлеченная звуками медного колокола.