Музеи России - Museums of Russia - WWW.MUSEUM.RU

KMindex Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Яндекс цитирования

Герб Петергофа

 

Петергоф - Петродворец

На главную страницу Петергоф туристический Страницы истории Фотогалерея Гостевая книга Погода на неделю
         
   

А. Г. Раскин           Страницы истории

   
         
   

 Название “Питергоф” (в переводе с немецкого— “Петров двор”) впервые упоминается в “Походном журнале” Петра I 13 сентября 1705 года. В этот день четырнадцатипушечное судно — шнява “Мункер” — бросило якорь против небольшой мызы, расположенной на южном побережье Финского залива и выбранной царем для отдыха во время частых морских переходов из Петербурга в Кронштадт.

Устройство царской мызы Питергоф, а затем возникновение парадной императорской резиденции стало возможным в связи с утверждением России на ижорских землях.

Издревле заселенные славянами, они входили в Водскую пятину Господина Великого Новгорода, а затем стали владением Московского государства. Почти четыреста лет шла упорная борьба России с северными соседями, стремившимися вытеснить ее с этих земель — естественного выхода к морским путям. Свидетельством этого противоборства остались сохранившиеся крепости, которыми была защищена северо-западная Русь,— Ивангород, Копорье, Псков, Изборск, Печоры, Орешек (Петрокрепость), Корела, Старая Ладога. В 1617 году по Столбовскому миру Балтийское побережье было признано шведским владением. Россия оказалась почти на целое столетие отрезанной от Балтийского моря. Петр I говорил о том, что шведы “разумным очам добрый задернули занавес и со всем светом коммуникацию пресекли”.

В 1700 году началась Северная война, целью которой для России было окончательное освобождение земель “дедич и отчич”. За пять лет Петр I свел на нет все усилия шведской экспансии, вернув почти все прибалтийские территории. На отвоеванных берегах Финского залива, особенно на южном, развернулось строительство. С невиданной быстротой и целеустремленностью строится город-порт Петербург на островах невской дельты, морская цитадель Кроншлот (Кронштадт) и приморские усадьбы сподвижников Петра I, которым были “нарезаны” участки, выходившие к заливу и одновременно обращенные к вновь проложенной Петергофской перспективе—дороге Петербург—Ораниенбаум (Ломоносов).

На побережье кое-где сохранились старые мызы (Стрельна, Тириев) и небольшие поселения. Одна из мыз, расположенных вблизи прибрежной дороги, протянувшейся от устья Невы до Рижского залива, понравилась Петру, и ее назвали по имени владельца Питергофом (Петергофом).

С первой четверти XVIII века и до начала 1740-х годов сосуществовали два названия — Питергоф и Петергоф, так же как Питербург и Петербург. Некоторые исследователи считают, что наименование Питергоф восходит к голландскому языку — к имени Питер. Но версия эта неубедительна. Если бы название Питергоф восходило к голландскому языку, то все упоминания этого названия сохраняли бы голландское написание. Однако во всех печатных немецких и французских источниках петровского времени дается немецкая транскрипция. Немецкие названия мыз на побережье Финского залива существовали до прихода сюда русских войск. Так, новгородская Дудорова мыза была переименована в шведских писцовых книгах в Дудергоф. В 1702 году русские войска разбили шведов в Лифляндии при Гуммельсгофе. Поэтому Петр I, используя сложившуюся традицию местной топонимики, придумал новые названия в том же духе — Елизаветгоф, Анненгоф, Петергоф, то есть на немецкий лад. Что касается наименования Питергоф, сосуществовавшего с названием Петергоф, то оно, возможно, восходит к северонемецкому или, что более вероятно, является русифицированным вариантом названия Петергоф (аналогично просторечному названию Петербурга — Питер, существовавшему до начала XX века).

Расположение мызы оказалось очень удобным, и через год на возвышенности “при море в роще” распланировали небольшой сад и построили для царя деревянный дворец (существовал до середины XVIII века). В нем зачастую останавливался Петр с большой свитой и даже устраивались приемы.

Возведение в 1712 году Санкт-Петербурга в ранг столицы и одержанная спустя два года морская победа при Гангуте, обеспечившая безопасность для России на Балтике, по-новому определили судьбу Петергофа.

Восточное мызы Петр выбрал место для обширной летней парадной резиденции. Она по замыслу царя должна была своим художественным совершенством соперничать с лучшими загородными западноевропейскими дворцами и парками, которые он видел во время своих путешествий или о которых знал по описаниям и гравюрам. Глазом архитектора Петр увидел в поросшей чахлой лесной растительностью прибрежной полосе, ограниченной крутым береговым уступом, местность, удобную для устройства приморских регулярных садов и строительства дворцов.

Петр I явился не только основателем, но и первым творцом Петергофа. До наших дней сохранилось более десяти его собственноручных набросков, еще большее число чертежей с петровскими надписями, пометками, исправлениями, а также множество продиктованных или подписанных им указов и распоряжений, относящихся к петергофскому строительству. Эти документы свидетельствуют, что именно Петру принадлежит идея использования контрастного рельефа побережья для разбивки Нижнего парка и Верхнего сада, строительства нагорного дворца, каскада и канала. Петр наметил и первоначальную схему аллей Нижнего парка и планировки Верхнего сада.

А. Н. Бенуа, посвятивший описанию Петергофа немало проникновенных страниц, отмечал: “Особое очарование Петергофу придает то, что он расположен на самом берегу моря, а также и то, что здесь на всем лежит отпечаток той гениальной личности, благодаря воле которой и рожден и в память которой Петергоф и получил свое наименование. Петр показал здесь, что он не чужд чего-то такого, что другим словом, как поэзия, не назовешь”.

Основание Петергофу как парадной резиденции было положено в 1714 году. В “Походном журнале” Петра за этот год отмечено, что 17 мая он заложил в Петергофе “палатки” на берегу залива (дворец Монплезир). Почти одновременно приступили к строительству Верхних палат (впоследствии Большой дворец).

Работы по созданию петергофской резиденции на месте направляла Контора петергофского строения во главе с комиссаром унтер-офицером лейб-гвардии Преображенского полка С. Павловым. Общее руководство было возложено на У. А. Синявина—помощника директора Канцелярии городовых дел. Ведущим архитектором Петергофа определили И. Браунштейна — ученика выдающегося немецкого зодчего и скульптора А. Шлютера, приехавшего вместе с учителем в Россию. Браунштейн был исполнительным, добросовестным профессионалом, неплохим рисовальщиком и хорошо знал различные “образцовые” строения и проекты европейских зодчих.

За два первых года строительства повысили уровень земли на территории будущих Нижнего парка и Верхнего сада и заложили основу их планировки: прорыли Большой канал и “канальцы”, отводившие в залив почвенные воды, для защиты от наводнений насыпали со стороны моря земляной вал, укрепили массивным откосом из валунов и булыжников мыс, на котором возводился Монплезир. В эти же годы построили и начали отделывать Верхние палаты, вели кладку Большого каскада. Одновременно подвозили плодородную землю и начали посадку деревьев на аллеях.

В середине сентября 1716 года, через месяц после приезда в Россию, в Петергоф впервые прибыл Ж.-Б, Леблон. Леблон был одним из самых талантливых и образованных зодчих в Европе, автором капитального архитектурно-теоретического трактата, оказавшего влияние на многих его современников^ Еще до приезда в Россию он получил известность как создатель парков, загородных дворцов и особняков французской знати и имел звание королевского архитектора. При первой встрече с Леблоном за границей Петр I сразу же по достоинству оценил его эрудицию, остроту ума и опыт и в России назначил на высшую градостроительную должность — генерал-архитектора.

С именем Леблона связан второй этап начального периода формирования петергофского ансамбля. Леблон застал уже сложившуюся в основных чертах композицию, но, несмотря на утвержденные Петром проекты, смело указал на их недостатки в подробной записке— “Мемории”, составленной после осмотра Петергофа. Еще не получив согласия Петра на свои проектные предложения, он приступил к переделкам.

Леблон укрепил фундамент Верхних палат и проложил параллельно им кирпичную подземную дренажную галерею. Их фасадам и интерьерам, согласно предложениям Леблона, решено было придать большую парадность. Приехавшие с Леблоном мастера начали по его чертежам отделку помещений Монплезира. Кроме того,' по указаниям Леблона расширили Монплезирную аллею и Большой канал, увеличили размеры ковша, изменив его очертания, устроили на Большом каскаде пятиарочный грот, средние уступы, усилили конструкции. Леблон разработал “Водяной план”—систему водоснабжения Большого каскада и водометов и предложил обширную программу скульптурного и фонтанного декора резиденции. Хотя “Водяной план” не был утвержден, многие его детали в дальнейшем нашли воплощение при оформлении петергофских каскадов и фонтанов.

После смерти Леблона в 1719 году руководство петергофским строительством перешло к архитектору Н. Микетти, незадолго перед тем приехавшему из Италии. Помощник и ученик видного зодчего К. Фонтаны, он работал по заказам папы римского и был заметной фигурой среди архитекторов Рима. Микетти обладал живой фантазией, он на лету схватывал мысли Петра и претворял их в быстрых эскизных проектах и чертежах. С его именем связан третий этап первоначального строительства петергофской резиденции, длившийся с 1719 по 1723 год. Главная заслуга Микетти—разработка проектов фонтанов и каскадов, павильонов, трельяжных беседок и оград, расширение Верхних палат и завершение сооружения и декора Большого каскада.

Значительную роль в эти годы продолжал играть Браунштейн, который не только наблюдал за строительством разных объектов, но и создал проекты дворца Марли и павильона Эрмитаж, задуманных Петром.

Большое значение в формировании петергофской резиденции имела поездка Петра в августе 1720 года в Ропшу. Здесь, обследовав многочисленные родники, он пришел к выводу о возможности устройства самотечного водовода, который и был прорыт через год по чертежам первого русского инженера-гидравлика В. Туволкова. Водовод позволил осуществить исключительную по красоте, разнообразию и силе водяную декорацию Нижнего парка. Уже летом 1721 года состоялся пробный пуск воды на Большом каскаде и одного фонтана в цветнике перед ним.

После победоносного окончания Северной войны в 1721 году строительство Петергофа повели с исключительной интенсивностью. Если в первые годы число одновременно работающих составляло от трехсот до пятисот человек, то в 1720-х годах в Нижнем парке трудилось ежедневно от двух до пяти тысяч человек.

Характерно, что даже в самый разгар строительных работ Петр I вносил существенные изменения и дополнения в генеральный план и отдельные проекты, приказывал переделывать начатое. Наиболее важными были решения возвести миниатюрный дворец Марли и павильон Эрмитаж, повысить стены канала, устроить вдоль его берегов трельяжные ниши и две полукруглые колоннады (“Кривые галереи”) по сторонам шлюза, построенного Туволковым. По желанию Петра I скульптурное убранство всех трех строящихся каскадов—Большого, Марлинского (впоследствии “Золотая гора”), Руинного (впоследствии “Шахматная гора”)—объединялось темой прославления побед и процветания Русского государства.

Открытие загородной резиденции состоялось 15 августа 1723 года. Оно было официально отмечено первым большим праздником. Петр сам показывал достопримечательности резиденции “господам чужестранным министрам”, прекрасно зная, какое ошеломляющее впечатление произведет “приморский парадиз” (рай), созданный на пустынном берегу в удивительно короткие сроки.

В это время Петергоф включал в себя Верхний сад и Нижний парк, каменные дворцы—Верхние палаты, Монплезир и Марли, более 20 деревянных галерей и павильонов, различные трельяжные ограды, Большой каскад и Марлинский, еще не облицованный мрамором, но уже периодически действовавший, шестнадцать мощных фонтанов, таких, как Большие и Менажерные, “Пирамида”, “Сноп”, водометы в трельяжных нишах по сторонам канала и фонтан Менажерейного пруда. На каскадах, фонтанах, террасах и аллеях стояли свинцовые золоченые, мраморные, алебастровые и деревянные статуи, бюсты и вазы. Подстриженные деревья и кустарники, узорные цветники и редкие растения в раскрашенных керамических вазах и кадках с золочеными обручами дополняли картину садов Петергофа, в которой общий размах и величие сочетались с изяществом деталей и изысканным художественным убранством дворцовых интерьеров.

Словно по волшебству возникшая петергофская приморская резиденция, спорившая великолепием с прославленными королевскими и княжескими парковыми ансамблями Франции, Германии и Италии, изумила Европу не меньше, чем новая русская столица Петербург.

Петергоф воспринимался как одно из чудес искусства и одновременно как выражение творческих, созидательных возможностей русского народа. Поэтому уже в первой трети XVIII века грандиозный триумфальный ансамбль приморской резиденции стал символом расцвета молодой преображенной России.

В 1723— 1724 годах в строительстве Петергофа начинает играть большую роль архитектор М. Г. Земцов. Один из первых европейски образованных русских зодчих, обладавший ярким творческим началом и организаторскими способностями, он внес изменения в оформление Большого каскада и фонтана “Пирамида”. Земцов, которому Петр лично передал все чертежи, начал разработку обширных планов дальнейшего расширения и декоративного обогащения петергофского дворцово-паркового ансамбля. Осуществлению их помешала смерть Петра в январе 1725 года.

Воплощение архитектурных проектов зодчих в натуре осуществляли садовые мастера Л. Гарнихфельт, А. Борисов и находившиеся в их ведении садовые ученики; скульпторы Б.-К. Растрелли, Н. Пино, К. Оснер, Ф. Вассу, фонтанные мастера П. Суалем, братья Дж. и Д. Баратини и “команда” русских мастеров фонтанного дела.

К 1725 году, всего за десять лет, был создан один из лучших в Европе парадных ансамблей регулярного стиля, фонтанная декорация которого превосходила по богатству водяное убранство Версаля.

 История Петергофа после Петра...

   

  



Сайт управляется системой uCoz